"Жертвоприношение Авраама" Рембрандт

Тема в разделе "Культурный форум", создана пользователем мыслитель, 30 ноя 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    История Авраама, вера которого была испытана Богом, рассказана в ветхозаветной книге "Бытие" (XXII. 1-3).

    Рембрандт создает свою картину в середине 1630-х гг. Это время отмечено в искусстве чертами общеевропейского стиля барокко. Монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени свойственны и «Жертвоприношению Авраама».

    Обреченный Исаак со связанными за спиной руками лежит навзничь на том месте, где через минуту должен заполыхать жертвенный костер. Рука отца покрывает запрокинутое лицо сына. Этим жестом Рембрандт передает сразу отчаянную решимость Авраама и его безмерную жалость к сыну, который не должен видеть руки, его убивающей. Центральная фигура картины - Авраам, обернувшийся к ангелу-избавителю. Ангел останавливает занесенную руку отца, из которой внезапно выпадает кинжал.

    Спокойные холодные тона в серо-зеленой гамме - основа колорита картины, однако напряжение вносится мерцанием переливчатых драгоценных камней на кинжале и ножнах, сильным светом, выделяющим обнаженное тело Исаака.

    Психологическая правда образа настолько глубока, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия этого мучительного решения.

    Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, его человеческой зрелости, а тема жертвенности - одной из важнейших в творчестве великого художника.

    ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож

    Отчего Ангел Господен останавливает это жертвоприношение?

    Читаем 22 главу книги Бытие:

    «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

    Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

    Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

    И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего».

    Ефрем Сирин пишет такое толкование говоря о том, что Авраам верил во Всемогущество Бога, даже если он принесёт сына в жертву Бог воскресит сына. Но, самый важный момент, что Агнец запутавшийся позади Авраама. Есть прообраз Жертвы Христа, как Авраам принёс этого агнца в жертву вместо сына, так в будущем Христос был принесён в жертву из любви к грешному миру, чтобы спасти мир от последствий греха.
     

Предыдущие темы