"Не судите, и не судимы будете"

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 1 дек 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    «В древнем Патерике есть такой рассказ:

    Спросил брат авву Пимена: если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть его? Старец говорит ему: когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит наши грехи».

    «Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от этого зла»

    Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, а у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, подумает, что все ему подобны. Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного настроения.

    «Наставление аввы Пимена о том, что тот, кто думает о себе, что он совершенен, начинает осуждать ближнего

    Один брат спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем? Старец сказал ему: «Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым». (Достопамятные сказания. С. 218. № 148.)

    Православный христианин, безусловно, может и должен протестовать против неправды, несправедливости, защищать обиженных. Но восстанавливать истину призван лишь тот, кто достоин, кто заслужил право защищать ее, кто сам способен выслушать со смирением правду о себе и с кротостью покаяться в собственных грехах. Осуждение явное или едва заметное – почти самый частый грех, который труднее всего исповедовать, так как он мелкой пылью рассеян по всей нашей жизни, по всей деятельности нашей, но эта пыль крайне зловредна. Одно слово осуждения, одна укоряющая мысль – часто (как мы знаем из примеров жизни св. отцов) совершенно отнимали благодать Божию даже от ревностных подвижников.

    «Преподобный Иоанн Савваитский, осудив ближнего, был отринут Господом и лишен мантии; только через семь лет покаяния он получил прощение от Господа

    Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию». (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 154.)

    Одно малое осуждение может полностью лишить христианина награды за многие, долгие труды, в один миг оставить душу начисто ограбленной, опустошенной, унылой, даже если только что она радовалась и веселилась духовной радостью. В святом Евангелии из уст Самого Господа мы часто слышим предостережения относительно осуждения ближнего: Не судите, да не судимы будете... каким судом судите, таким будете судимы... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. В Господней молитве Отче наш мы прямо выносим себе тяжкий приговор, если, произнесши ее, начинаем судиться с ближним и не прощаем ему какое-нибудь прегрешение.

    «Ангел преградил авве Исааку вход в келлию за то, что он осудил брата, впадшего в грех

    Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, встал пред дверьми его келлии и говорит: «Не пущу тебя». Авва умолял его, спрашивая: «Какая тому причина?» Ангел сказал ему в ответ: «Бог послал меня к тебе, говоря, спроси его, куда он велит Мне бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил пред Тобою, прости меня!» Ангел сказал ему: «Встань, Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его». (Древний патерик. 1914. С. 24. № 2.)»

    Если же никого не осуждать, всегда отводить глаза от грехов ближнего и стараться узреть свои грехи, себя укоряя и поставляя ниже брата своего, то этот путь будет кратчайшим к Царствию Небесному, – легчайшим и радостнейшим. Проживи хоть день так, и ты заметишь в себе, как тут же ты приблизишься к Богу. Если никого не осудишь, то при многих иных согрешениях можешь быть помилован на суде, а при осуждении и при достойной, строгой во всем и чинной жизни найдется и у тебя много грехов, за которые будешь судим по всей строгости. Потому-то так и боялись отцы наши этого греха, так хранили каждое чувство свое, слово, мысль, старались даже легким укором, кивком головы не выказать осуждения, ни обвиняющим взглядом, ни вздохом. Если же навязчиво найдут осуждающие помыслы от демонов, то не давай им привиться к сердцу, а если и прилипают к сердцу, то хоть поостерегись высказать. Если смолчишь, то уже легко сможешь изгнать эту страсть из сердца, а сказал – тяжко согрешил!.

    Иногда, осуждая, мы можем не знать обстоятельств, по какой причине человек поступает так иначе.

    «Преподобный отец наш Виталий, после шестидесятилетних подвигов в келлии святого Спиридона, пришел в Александрию и начал там жить, как сказано в его Житии, «человеком на соблазн». Желая избежать славы человеческой, он поступал так; днем нанимался на работу и получал за свои труды по сребренику в день. Из этих денег на самую ничтожную сумму он покупал себе бобов, а затем уходил вечером в дома падших женщин. Там, отдав им заработанные деньги, он умолял женщин бросить порочную жизнь, а потом все ночи проводил у них в пении псалмов и молитве. Уходя же, он всегда брал с падших слово никому не говорить о том, зачем он ходит к ним. Между тем жители города, не знавшие настоящей цели его посещений, повседневно укоряли его и говорили: «Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы». Или: «Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский!» Виталий не оправдывался и, утаив добродетель, продолжал свой подвиг до конца и многих из падших спас. Его дело открылось только после его смерти, когда от прикосновения к его телу исцелилась бесноватая и «мнози, как сказано, хромии и слепии исцелеша». (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 637.).

    Закончить хотелось молитвой Ефрема Сирина, которую каждый христианин должен знать наизусть и если страдаете, этим грехом как только приходят мысли осудить кого–то, тут же вспоминать эту молитву, прочитав эту молитву мысленно врядли вам захочется осуждать.

    «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви дару ми, рабу твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь»

    Использован материл из книги: Архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времён» также материалы из другой святоотеческой литературы.

    Спаси Господи.
     
  2. maha

    maha unregistered

    Регистрация:
    08.05.2007
    Сообщения:
    1.344
    Симпатии:
    0
    мыслитель

    осилила )

    хорошая тема

    наверно, эта заповедь одна из наиболее часто нарушаемых людьми)
     
  3. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    да, самый распространёный порок.
     
  4. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Ну что тут скажешь...

    Рекомендуемая в "древнем Патерике" система взаимопокрытий основана не на смирении ,а на трусости, гнилом конформизме и желании сохранить свой имидж.

    Характерный момент четко фиксирующий это: ".. когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит наши грехи"

    Между тем назвать вора вором -это не осуждение, а благое дело - люди предупреждены будут. А если я украду - нет проблем, судите и меня точно так же, в полном соответсвии со словами Иисуса.

    Философия неосуждения и покрытия - убога и неполноценна по одной простой причине - в ее основе эгоизм и желание всем нравиться, чтобы не говорилось продвигающими оную для напускания сладкого тумана:)
     
  5. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    А что в основе злословия и любви к сплетням?
     
  6. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Мелкие жизненные цели
     
  7. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    Я не понял, Вы за злословие и сплетни, а равно и за мелкие жизненные цели?

    И как великодушие (неосуждение) связано с эгоизмом?
     
  8. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Читайте внимательно. Я привожу цитату из "древнего Патерика" : "когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит наши грехи» - это не великодушие, а махровый эгоизм. Вам что конкретно не понятно из этого чистосердечного признания апологетов взаимопокрытий?

    Мотив неосуждения откровенно эгоистичен и никакого там нет великодушия. Точнее оно есть. В качестве сладкого прикрытия основного мотива в комментариях приведенного базового тезиса . [​IMG]

    Я не понял, Вы за злословие и сплетни, а равно и за мелкие жизненные цели? - подобную демагогию советую Вам не использовать, в приличном обществе за это отправляют в игнор.

    А если Вы не понимаете, почему это демагогия - постарайтесь сначала понять, а потом уже вступать в дискуссии.
     
  9. Стрекоза

    Стрекоза капризы природы, капризы настроения...

    Регистрация:
    11.05.2008
    Сообщения:
    7.737
    Симпатии:
    24
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Чтобы иметь право судить и осуждать, нужно самому как минимум быть безупречным во всем. Максимум - святым. Но святые как раз и не судят...
     
  10. ^foxy^

    ^foxy^ Предупреждения: (100%)

    Регистрация:
    04.09.2008
    Сообщения:
    1.089
    Симпатии:
    0
    чтобы иметь право судить и осуждать достаточно иметь на это право по закону..
     
  11. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Для этого нужно просто САМОМУ быть готовым быть судимым. Не больше.

    "... каким судом судите, таким будете судимы"
     
  12. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    А Вы настучите на брата? Доложите кому следует? Разнесёте чужую тайну?

    А почему другим отказываете в нравственности такого выбора?
     
  13. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Владимир С. я по всем законам жанра, должен бы сейчас перечислить ряд неблаговидных поступков которые Вы на мой взгляд могли бы совершить. В форме вопроса естественно[​IMG]

    И тема перерастет в ругань. Вы хотите меня спровоцировать?[​IMG]

    Ведите себя прилично и пишите не на основе того что Вам почудилось в моих словах, а используя непосредственно эти самые слова.

    Напоминаю мое утверждение основное:

    Рекомендуемая в "древнем Патерике" система взаимопокрытий основана не на смирении ,а на трусости, гнилом конформизме и желании сохранить свой имидж
     
  14. Стрекоза

    Стрекоза капризы природы, капризы настроения...

    Регистрация:
    11.05.2008
    Сообщения:
    7.737
    Симпатии:
    24
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    При чем тут имидж?

    Зачем вообще кого-то судить, осуждать, призывать к отчету о своих поступках? Почему бы не позволить другим быть такими, какие они есть, даже если они не вписываются в рамки наших представлений о жизни? При этом нужно не забывать позволить и себе быть таким, какой ты есть, без чувства вины, оправданий постоянных и желания казаться лучше?
     
  15. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    А по-моему на заповеди "Не судите, да не судимы будете".

    Или Вам известны иные ориентиры монашеского жития?

    Или Вы по себе судите?

    Вы бы вероятно донесли и настучали с чувством выполненного долга? Раз с таким гневом обрушились на христианскую традицию недоносительства и незлословия.

    Доносить и злословить нравственно по-вашему?
     
  16. шабарыч

    шабарыч Пользователи

    Регистрация:
    02.12.2008
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Я опущу как малосодержательную первую часть Вашего пылкого поста - выше уже писал что это за жанр[​IMG]

    а на этот вопрос отвечу вопросом -ибо с Вами по другому невозможно.

    Покрывать вора или убийцу, руководствуясь насквозь шкурным наставлением -

    когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит наши грехи

    - это нравственно?
     
  17. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    А-а-а, понятно, кроме о грабежах и убийствах больше и позлословить-то не о чем.
     

Предыдущие темы