О смиреномудрии (часть первая)

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 4 дек 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    Некто из старцев сказал: "Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника". Исследуем, какое значение имеет слово старца; почему он говорит, что прежде всего нужно нам смиренномудрие, а не сказал, что прежде нужно воздержание? Ибо Апостол говорит: подвизаяйся, от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Или почему не сказал старец, что прежде всего нужен нам страх Божий? Ибо в Писании сказано: начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 9) и опять: страхом же Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27). Почему не говорит он, что прежде всего нужна нам милостыня или вера? Ибо сказано: милостынями и верою очищаются греси (Притч. 15, 27), и Апостол говорит: без веры… невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Итак, если без веры невозможно угодити Богу, и милостынями и верою очищаются грехи, и если страхом Господним уклоняется всяк от зла, и начало премудрости страх Господень, и подвизающийся от всего должен воздерживаться, то как же старец говорит, что прежде всего нужно нам смиренномудрие и оставил всё другое столь нужное? Старец хочет показать нам сим, что ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Вот почему говорит он: "Прежде всего нужно нам смиренномудрие, - чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника". Вот видите, братия, как велика сила смиренномудрия; видите, какое имеет действие слово: прости.

    Патриарх Александр испросил прощения у своего диакона, который перед всем клиром укорял его

    Однажды диакон Патриарха Александра начал укорять его перед всем клиром. Блаженный поклонился ему, сказав: «Прости меня, господин мой и брат». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 73. № 2.)

    Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смиренномудрием же сокрушаются все оружия врага и противника. Ибо поистине велико смиренномудрие, и каждый из святых шествовал его путем, а трудом сокращал путь свой, как говорит Псалмопевец: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18) и: смирихся, и спасе мя [Господь] (Пс. 114, 5). Впрочем, смирение и одно может ввести нас в царствие, как сказал старец авва Иоанн, но только медленно.

    Преподобный Антоний Великий видел все диавольские сети, и было ему сказано, что только смиренномудрие избегает их

    Поведал о себе авва Антоний: «Я увидел все сети диавола распростертыми поверх земли. Увидев их, я воздохнул и сказал: «Горе роду человеческому! Кто возможет освободиться от этих сетей?» На это мне было сказано: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 43. № 202.)

    Итак, смиримся немного и мы, и спасёмся. Если мы, как немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться; и верую в милость Божию, что и за то малое, совершаемое нами со смирением, будем и мы в местах святых, много потрудившихся и работавших Богу. Пусть мы немощны и не можем трудиться: но неужели мы не можем смириться? Блажен, братия, кто имеет смирение, - велико смирение

    Дьявол не имел силы против святого Макария, потому что он стяжал смирение

    Неогда авва Макарий, идя с горы в свою келлию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: «Велика в тебе сила, Макарий, потому что я несилен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь». Авва Макарий спросил: «Что же это такое?» Диавол ответил: «Смирение. И поэтому я несилен против тебя». (Древний патерик. 1914. С. 48. № 5.)

    (по материалам аввы Дорофея и другой святоотеческой литературы)
     
    Последнее редактирование модератором: 4 дек 2008
  2. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    Кое что о связях гордости и глупости.

    6.7 Глупость как следствие гордости.

    Глупость гордости стремиться всегда и во всем видеть (и видит - таки) свою правоту, свою безупречность и свои достоинства.

    Гордость направляет логику человека в одну сторону - на утверждение своего «Я» и на опровержение всего, что самоутверждению противоречит.

    Для гордости лестное всегда как правда, а нелестное - как вздор и клевета.

    Правда гордыни ограничена кругом представлений льстящих ее самолюбию.

    Необходимость гордости непрестанно представляться лестно, достойно, безупречно, делает самообман нормой мировосприятия.

    Человек, освобождающийся от гордости, освобождается от неизменной необходимости представляться в лестном образе, он обретает независимую от честолюбия объективность самопонимания.

    Глупость - это субъективность, обусловленная стремлением представляться лестно, достойно, безупречно.

    Ум - это объективное восприятие действительности, свободное от болезненного честолюбия.

    6.8 Гордость ума.

    На объективность мировосприятия особенно отрицательно влияет гордость ума, т.е. гордость убеждений, знаний, представлений.

    Первое заблуждение гордости ума порождается стремлением гордости непременно иметь свое мнение обо всем, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком ума, компетентности, опытности, просвещенности, то есть является предметом гордости.

    Объективно - верная оценка той или иной проблемы бывает труднодостижима, так как зачастую требует всестороннего, тщательного, беспристрастного рассмотрения, гордость же легко и чистосердечно принимает за правду то, что будет лестно и престижно для нее в качестве правды.

    Правота же заявленного мнения является еще более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость превосходит все пределы несамокритичности.

    Гордость воспринимает думающего иначе как врага, ибо личная правота для гордости - это ценность абсолютная.

    Попытки других что - либо объяснить, посоветовать, оспорить вызывают у гордости лишь раздражение и гнев, поэтому убеждая гордость, ее следует лишь наводить на мысль, чтобы гордость могла считать своей собственной идеей то, к чему ее подвели.

    Гордость останавливает развитие миропонимания человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть.

    Гордость останавливает интеллектуально - творческое развитие человека, потому что воля к интеллектуально - творческому развитию может основываться только на недовольстве сделанным, человек же довольный собой не имеет стимула к развитию, ибо сладостное состояние самодовольства и самоуверенности им уже достигнуто.

    Глупость гордости обычно энергична и демонстративна в самовыражении, ум же напротив, сдержан в проявлениях, это обусловлено самоуверенностью гордого ума и тщательностью ума скромного.

    6.9 Глупость амбициозных воззрений.

    Истинное, абсолютно достоверное понимание действительности для человека почти недоступно, убеждения человека почти всегда формируются на основании авторитетных воззрений.

    Авторитетность воззрений образуется за счет амбициозных свойств этих воззрений.

    Авторитетность воззрения образуется такими его амбициозными свойствами как: героичность, загадочность, интеллектуальность, модность, независимость, необычность, образность, оригинальность, остроумность, парадоксальность, популярность, прогрессивность, смелость, современность, таинственность, экзотичность, эффектность и тому подобным.

    Амбициозные свойства воззрений производят впечатление значимости на человеческое честолюбие, таким образом, амбициозность суждения принимается честолюбием за его истинность.

    Амбициозно - авторитетные воззрения безоглядно и с удовольствием принимаются честолюбием, потому что престижность принятого им мнения автоматически становится его собственным престижем.

    Гордость стремится лишь к престижности своих воззрений, не обращая никакого внимания на их истинность.

    «Умному ясное, дураку - красное». Русская пословица.

    Модные воззрения всегда возникают как оригинальные, смелые и современные, но по мере их общественного признания модные воззрения становятся пошлыми и отсталыми, потому что им на смену всегда приходят новые, более модные, но такие же преходящие воззрения.

    Таким образом в обществе циркулирует глупость, питающаяся гордыней человеческого ума, неизменно претендующего на оригинальность, смелость и современность мышления.

    Феномен распространения модных воззрений объясняется стремлением человеческой гордости укрепить свой авторитет своей причастностью к модным идеям в области искусства, культуры, литературы, моды, музыки, миропонимания, науки, политики, религии, философии и т.п.

    6.10 Высокоинтеллектуальная глупость.

    Стремление же к оригинальному мышлению движимо, гордыней независимости и дерзости мышления.

    Сознание ограниченности своего ума для гордости оскорбительно, гордость охотно самообольщается совершенным всеведением, отсюда беспредельные претензии на истину всяких философов, интеллектуалов, пророков, мистиков, экстрасенсов, астрологов, магов, целителей и прочих «специалистов» по сверхъестественному.

    Однако множественность их теорий доказывает их общую ложность, ибо истина едина, и не может иметь в себе противоречий.

    C утратой веры и традиций общество утрачивает и образ мира и смысл бытия, обществу лишенному корней не за что держаться, ослепшему обществу остается только хвататься за полы модных философствующих демагогов и самозваных пророков.

    Научный авторитет обретают почему - то бессодержательные, путанные и предельно замысловатые теории, это происходит вероятно потому, что глупость легче всего прячется в амбициозном многословии, а гордость ума охотно принимает раздутое пустозвонство за глубокомысленное знание.

    Гордыня ума легко принимает запутанно - напыщенное пустословие, переходящее иной раз в откровенную бессмыслицу, за глубокомысленную, серьезную информацию.

    Все простое представляется гордому уму ничтожным, тогда как все заумно - претенциозное представляется гордому уму значительным.

    «Тайные» знания – это специальная глупость для интеллектуалов.

    Мир устроен рационально, истинные, важные для человечества представления о мироустройстве могут быть только простыми и ясными.

    Слова Христовы: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и Земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам». (Лк.10.21).
     
  3. Николенька

    Николенька Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    53
    Симпатии:
    0
    Господа, тема интересная, но зачем же сразу все лепить?

    Можно ведь и не спеша, с любомудрием.

    Владимир.С вам никто не говорил, что люди сейчас неспособны восрпринимать большие тексты в постах.

    Вы думаете делаете добро, приводя столько инфы сразу?

    Вы же отвращаете читающего читать вообще.

    Или я заблуждаюсь? Думаю нет, я очень внимательный чел, право слово.
     
  4. girl

    girl Пользователи

    Регистрация:
    26.09.2008
    Сообщения:
    500
    Симпатии:
    0
    дай пять!
     
  5. Владимир С.

    Владимир С. Пользователи

    Регистрация:
    04.12.2008
    Сообщения:
    96
    Симпатии:
    0
    Нет.
     
  6. Микола

    Микола Пользователи

    Регистрация:
    01.11.2008
    Сообщения:
    4.535
    Симпатии:
    51
    Адрес:
    С-Петербург
    Всё это можно сказать намного короче –

    человек должен уходить от борьбы, которая бесполезна т.к.

    подпитывает жизненными силами человека то, с чем человек борется.

    А так как в соответствии с принципом подобия, что в нутрии ,то и с наружи,

    прекращение внутренней борьбы прекращает борьбу внешнюю
     
  7. Голос разума

    Голос разума Пользователи

    Регистрация:
    27.11.2008
    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    0
    Этот набор утверждений с тем же успехом может восприниматься как бессодержательные и напыщенное пустословие и многим даже может показаться слишком сложно сформулированным (см.выше) чтобы казаться простым и ясным.

    В этом наборе утверждений не предложено критериев содержательности по которым следует оценивать "пустозвонство" от "не-пустозвонства" которые подразумеваются автором, не обосновано почему "самозванныые пророки и философствующие демагоги" не исползуют существующие традиции (очень даже используют с некоторых точек зрения), тезис о единстве истины вытекает лишь из определения термина "истина", которым пользуется автор - а ведь другие люди могут использовать и другое определение. Но самое главное с моей точки зрения - изложенный набор воззрений сам ставит свою достоверность под сомнение ибо в той же мере амбициозен, претенциозен, сложно сформулирован во многих отношений может быть неясен и так далее.

    Довольно остроумный набор суждений с той позиции что по мере относительно нелохой аргументации собственных положений, в конце концав и сам себя ставит их под сомнение. Однако изложенная доктрина и не стремится в своём исключительном праве на правоту ибо сама обозначает, что это есть атрибут глупости, поэтому если её считать не в большей мере претендующей на достоверность нежели другие наборы суждений в этом отношении, то ей позвотельно ставить и себя под сомнение.

    В общем и целом лично с моей точки зрения мне этот набор суждений кажется привлекательным, но и он конечно-же имеет недостатки.
     
    Последнее редактирование модератором: 8 дек 2008

Предыдущие темы