Рембрандт. "Симеон во Храме".

Тема в разделе "Культурный форум", создана пользователем мыслитель, 7 дек 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Симеон во храме, около 1661

    Холст, масло

    «ХОТЯ ЭТА ЗАКАЗНАЯ РАБОТА начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он "не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня". И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца - сцена, исполненная бесконечной нежности».

    «Последнее из дошедших до нас произведений Рембрандта - картина "Симеон во храме" (высота девяносто восемь, ширина семьдесят девять сантиметров), Стокгольм. По-видимому, это та самая картина, которую незадолго до смерти Рембрандта видел в его мастерской на чердаке живописец Эвердинген. Последние дни жизни Рембрандта - предел человеческих испытаний. Картина осталась незаконченной и к тому же сильно испорчена. Но даже в этом незавершенном и полуразрушенном виде стокгольмская картина позволяет судить о глубине замысла и огромном художественном мастерстве Рембрандта. В горниле судьбы он выковывает свой последний шедевр.

    Даже у Рембрандта мы редко встретим такую изумительную одухотворенность, какая воплощена в образе видного нам по пояс приблизившегося слева старого, белобородого Симеона. Такую непоколебимую убежденность и вместе с тем нежность к крошечному существу, лежащему у негона руках. И такую выразительность благоговейно закрытых старческих глаз, и такую внутреннюю жизнь этих костлявых рук, бережно держащих спеленатого

    младенца.

    Симеон слишком стар, младенец слишком мал, слабость обоих безмерна. Но мощный, ликующий, неудержимый поток светоносных красок и озаренное догадкой лицо и опущенные веки Симеона говорят, что безмерное и высшее данное

    человеку счастье - это верить и ждать, любить и надеяться.

    Грустно улыбается младенцу стоящая в тени молодая мать. Контраст озаренной внутренним сиянием седобородой головы выпрямляющегося Симеона на первом плане слева и погруженного в тень темного покрывала лица Марии на втором плане справа подчеркивает и оттенок трагических предчувствий, звучащий в картине, и светлый оптимизм всего ее образного содержания. Старый Симеон, по мысли Рембрандта, видел собственными глазами, держал в своих руках светоч мира, надежду человечества. Теперь он может свободно умереть."Боже, видели очи мои свет, - сказал старый Симеон, возвращая ребенка матери. - Ныне отпускаешь своего слугу с миром".

    Печальной улыбкой Марии на этой картине словно олицетворяется вся жизнь великого художника, ее бурное и яркое начало, ее грустный и одинокий конец.

    Но, подобно Симеону, и Рембрандт спокойно ждет своего последнего часа, так как и он видел в своих мечтах счастье человечества.

    Величайший художник мира умирает в постели, во сне, на холодном чердаке, служившем ему последней мастерской, четвертого октября 1669-го года. Имущество, оставшееся после художника, состояла только из шерстяной и

    полотняной одежды и рабочих инструментов. Умереть для Рембрандта значило перестать творить».

    Птолемей Филадельф - царь Египта решил создать для своей Александрийской библиотеки греческий перевод священных книг иудеев, то есть Ветхого Завета. Для этого было собрано 70 переводчиков - ученых иудеев, которые перевели Библию с еврейского языка на греческий. Перевод этот известен как Септуагинта - "Перевод Семидесяти".

    Святой Симеон, переводивший пророка Исаию, усомнился в словах Писания «Дева во чреве приимет» и хотел изменить текст на «молодая женщина», но какая-то сила остановила его. Старцу было открыто, что он будет жить до тех пор, пока не увидит этой Девы и Ее Сына.

    Достигнув пределов Иерусалима, он поселился там и ежедневно по утрам посещал храм, с нетерпением ожидая исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда он увидит Божественного Младенца.

    Прошло немало лет, прежде чем исполнилось это пророчество и вот однажды находясь в Храме, Симеону посредством Святого Духа было, было открыто. Что пред ним, Младенец Христос, обещанный, Спаситель мира. Какой же радости наполнилось Его сердце после долгого ожидания, этой встречи, Евангелие от Луки 2 глава:

    «он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

    Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»

    Симеон прикоснулся ко Христу, увидел своё спасение, своими очами, хотя вначале пути его одолевали сомнения. Но, годы терпения, верности Богу, годы ожидания - позволили ему произнести эти замечательные слова:«видели очи мои спасение Твоё». Встреча состоялась. Ради этой встречи стоило ждать, ради этой встречи стоило терпеть. Каждый из нас здесь может задуматься, задав себе такие вопросы: «Что ожидаем мы в конце своего жизненного пути? Мы ожидаем, спасение своей души? Встречи со Христом? А может, мы совершенно об этом не задумывались?»
     
    Последнее редактирование модератором: 7 дек 2008

Предыдущие темы