Причины возникновения депрессий православный психотерапевт отвечает на вопросы

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 19 мар 2009.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    Врач-психиатр Дмитрий Авдеев: «Вера никогда не приведет к шизофрении»

    Всё таки я решил скинуть статью Дмитрия Авдеева, поскольку сейчас весна. я я недавно окрывал тему о депрессии и это я татья продалжение той темы, хотя речь идёт об осени, но принципы теже.

    Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

    — «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы», — сказано в «Основах социальной концепции РПЦ». Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

    — Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

    Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

    — Излечимы ли психические заболевания?

    — Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

    Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни?— ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

    Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

    Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость,?— огромный.

    Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

    — Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

    — Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

    Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

    Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

    Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

    — Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?

    — Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

    В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

    Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

    — Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?

    — Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

    А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

    Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

    — Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?

    — Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

    Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.

    Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

    — Что такое истерия? Какова ее природа?

    — Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

    Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

    Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

    Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.

    Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

    — В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?

    — Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

    Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

    В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

    — Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

    — Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет ?— Церковь никогда не приведет к шизофрении.

    Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.

    Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

    Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

    Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

    - Нам иногда приходят вопросы по вашей теме, я прочитаю несколько.

    «Можно ли использовать гипноз и кодирование для лечения алкоголизма и других зависимостей? Не опасно ли это для души?»

    - Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

    Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

    Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.

    Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся - комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

    Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

    - «Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»

    - Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

    Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

    Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

    Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.

    И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

    - «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»

    - Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

    Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

    Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

    А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

    Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

    Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой?— еле-еле или совсем не может ее решить.

    - «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»

    - И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

    В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия?— больше ничего.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  2. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Утешение страдающим депрессией

    «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:22). В то время, когда это было написано — более 1 900 лет тому назад,— люди испытывали много страданий. Многие были в унынии. Поэтому христиане призывались: «Утешайте малодушных [«опечаленные души», НМ]» (1 Фессалоникийцам 5:14).

    В наше время человечество находится в еще более бедственном положении, и еще никогда столько людей не страдало депрессией, как сейчас. Но должно ли это нас удивлять? Нет, потому что Библия называет наше время «последними днями» и «временами тяжкими» (2 Тимофею 3:1—5). Иисус Христос предсказал, что в последние дни будут «ужасные явления» (Луки 21:7—11; Матфея 24:3—14).

    Когда люди подолгу испытывают тревогу, страх, печаль и подобные отрицательные эмоции, они часто начинают страдать депрессией. Причиной депрессии, или глубокого уныния, может быть смерть близкого человека, развод, потеря работы или неотступная болезнь. Депрессия начинается и от ощущения собственной никчемности, когда люди думают, что они неудачники или что они не оправдывают ничьих ожиданий. Беда вызывает гнетущие чувства у каждого, но если человек ощущает безнадежность и не видит выхода из создавшегося положения, у него может начаться серьезная депрессия.

    Подобные чувства люди переживали и в древности. Иов болел и переживал несчастья. Думая, что Бог покинул его, он выразил отвращение к жизни (Иов 10:1; 29:2, 4, 5). Иаков, считая, что его сын умер, сильно горевал и, отказываясь от утешения, хотел умереть (Бытие 37:33—35). Царь Давид, чувствуя вину из-за тяжелого греха, выражал печаль: «Весь день сетуя хожу. Я изнемог» (Псалом 37:7, 9; 2 Коринфянам 7:5, 6).

    В наше время многие стали страдать депрессией от перенапряжения. Они пытались жить по такому распорядку, какой не в состоянии выдержать ни психологически, ни физически. Несомненно, стресс в сочетании с отрицательными мыслями и эмоциями может сказаться на организме и нарушить химическое равновесие в мозгу, что и приводит к депрессии. (Сравните Притчи 14:30.)

    Помощь, в которой они нуждаются

    Епафродит, христианин, живший в I столетии в городе Филиппы, «тяжко скорбел о том, что до [его друзей] дошел слух о его болезни». Возможно, Епафродит, заболевший после того, как друзья послали его в Рим с материальной поддержкой для апостола Павла, подумал, что он не оправдал их ожиданий и что они считают его неудачником (Филипийцам 2:25—27; 4:18). Как ему помог апостол Павел?

    Он послал Епафродита домой с письмом к филиппийским друзьям, в котором говорилось: «Примите же его [Епафродита] в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении» (Филиппийцам 2:28—30). То, что Павел так прекрасно о нем отозвался, а филиппийские христиане так тепло и радушно его приняли, должно быть, очень утешило Епафродита, и ему стало легче.

    Несомненно, библейский совет «утешать малодушных [«опечаленные души», НМ]» — самый лучший. «Тебе необходимо знать, что ты интересуешь других как человек,— сказала женщина, страдающая депрессией.— Тебе необходимо, чтобы кто-нибудь сказал: „Я тебя понимаю, тебе станет лучше“».

    Тому, кто испытывает депрессию, часто нужно самому постараться найти сочувствующего человека, которому можно довериться. Этот человек должен уметь слушать и быть очень терпеливым. Ему не следует читать нотации или с укоризной говорить что-то наподобие этого: «Ты не должен так думать» или «Это неправильный взгляд». У человека, страдающего депрессией, расшатанная психика, и такие критические высказывания лишь побудят его думать о себе еще хуже.

    Находящемуся в состоянии депрессии человеку свойственно чувствовать себя никчемным (Иона 4:3). Однако важно помнить, что главное — это насколько нас ценит Бог. Люди «ни во что ставили» Христа, но это не значит, что им не дорожил Бог (Исаия 53:3). Будьте уверены в том, что Бог любит вас, как и своего дорогого Сына (Иоанна 3:16).

    Иисус жалел терпящих страдания и помогал им увидеть, насколько дорог каждый из них (Матфея 9:36; 11:28—30; 14:14). Он показал, что Бог ценит даже крохотных, незаметных птичек. Иисус сказал: «Ни одна из них не забыта у Бога». Насколько же больше он дорожит людьми, которые стараются творить его волю! Иисус сказал об этих людях: «У вас и волосы на голове все сочтены» (Луки 12:6, 7).

    Надо сказать, что человеку, испытывающему тяжелую депрессию и страдающему из-за своих недостатков, трудно поверить, что его высоко ценит Бог. Такой человек, возможно, отказывается верить в то, что он достоин Божьей любви и заботы. «Сердце наше осуждает нас»,— признает Слово Бога. Но это ли главное? Нет. Бог понимает, что у грешных людей бывают отрицательные мысли и что им свойственно казнить себя. Поэтому его Слово утешает их: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Иоанна 3:19, 20).

    Да, наш любящий небесный Отец видит не только грехи и ошибки. Он знает смягчающие вину обстоятельства, ему известен весь наш жизненный путь, наши побуждения и намерения. Он знает, что мы унаследовали грех, болезни и смерть, и поэтому наши возможности весьма ограничены. То, что мы опечалены и недовольны собой, уже само по себе доказывает, что мы не хотим грешить и не зашли слишком далеко. Библия говорит, что мы «покорились суете» не по своей воле. Поэтому Бог понимает, в каком плачевном положении мы оказались, и с сочувствием учитывает наши слабости (Римлянам 5:12; 8:20).

    Библия заверяет: «Щедр и милостив Господь... Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Псалом 102:8, 12, 14). Иегова действительно «Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Коринфянам 1:3, 4).

    Что больше всего нужно страдающим депрессией, так это приблизиться к милосердному Богу и откликнуться на призыв «возложить на Господа заботы свои». Кто, как не Бог, «оживляет сердца сокрушенных» (Псалом 54:23; Исаия 57:15). Поэтому Слово Бога поощряет молиться, призывая: «Все заботы ваши возложите на Него [Иегову], ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7). Да, через молитву и мольбу можно приблизиться к Богу и иметь «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филиппийцам 4:6, 7; Псалом 15:8, 9).

    Преодолеть подавленность помогут и изменения в образе жизни. Физические упражнения, здоровая пища, свежий воздух, достаточный отдых и умеренность в просмотре телепередач,— все это очень важно. Одна женщина, чтобы помочь страдающим депрессией, побуждала их совершать прогулки быстрым шагом. Когда одна ее подопечная сказала, что не хочет идти гулять, она деликатно, но твердо ответила: «Нет, пойдем». Женщина-помощница вспоминает: «Мы прошли километров пять-шесть. Когда вернулись, она была уставшей, но чувствовала себя лучше. Невозможно себе представить, как полезны такие прогулки, пока сам не попробуешь».

    Однако иногда невозможно полностью побороть депрессию, даже если было испробовано все, включая медицинское лечение. «Я перепробовала все,— сказала одна женщина средних лет,— но депрессия не прошла». Точно так же сегодня часто невозможно вылечить слепого, глухого или хромого. И все же страдающие депрессией могут найти утешение и обрести надежду через регулярное чтение Слова Бога, которое дает все основания надеяться, что люди навсегда избавятся от всех болезней и бед (Римлянам 12:12; 15:4).

    Когда уже никто не будет страдать депрессией

    Описывая ужасные явления, которые должны происходить на земле в последние дни, Иисус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:28). Иисус говорил об избавлении, которое принесет с собой Божий справедливый новый мир, где «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Римлянам 8:21).

    Насколько же легче станет людям, когда они избавятся от всего, что тяготило их раньше, и каждое утро будут просыпаться с ясным умом, полные желания приняться за повседневные дела! Депрессия больше не будет омрачать чью-либо жизнь. Библия заверяет нас: «Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение 21:3, 4).
     

Предыдущие темы