Ислам: экология, зоозащита, природоохрана духовная традиция милосердия к животным и природе в Исламе

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем IslamEcology_Community, 15 сен 2009.

  1. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИСЛАМЕ

    Пожалуй, ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнений то, что вопросы экологии, охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из насущнейших проблем века, возможными последствиями для будущего всего человечества поставленными в один ряд с последствиями ядерной катастрофы. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с прирожденными ею бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых мате-риалов и химических веществ, широких вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствии такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды, среди обитания самого человечества.

    Одной из причин создавшегося положения является, несомненно, неподготовленность простого человека и даже специалистов к новому типу мышления, выдвигаемому на повестку дня реалиями современной эпохи, а также и элементарная экологическая неграмотность, как результат соответствующих пробелов в воспитании.

    Вероятно, такова уж природа человека, коли до поры, до времени даже специалисты не об-ращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды отходами продуктов промышленной деятельности человека, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования.

    Мало того, что все новые и новые тысячи гектаров плодороднейших угодий пожирали разраставшиеся города, а тысячи заводов и фабрик выбрасывали в атмосферу ядовитые газы. Теперь уже не стало хватать суши для захоронения ядовитых отходов промышленности – их стали сбрасывать в реки и моря. В результате человечества столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды.

    Всевышний наделил человека даром речи, бессловесный же мир растений и животных до той поры безмолвно переносили варварские вмешательство человека, пока тот сам не остановился, заметив, что многие виды растений уже исчезли навсегда, под угрозой находятся другие. Уничтожены или исчезли многие виды редких животных на суше и на море, реже стал хор птичьих голосов, знакомый с далекого детства. Число не-восполнимых потерь стало расти с каждым днем.

    И вновь удивительное свойство природы человека позволяло нам пребывать в преступном спокойствии, пока совокупность всех экологических проблем не прозвучала подобно взрыву, наконец, то заставившего мировую общественность обратить внимание на грозящую опасность.

    Правда, отдельные голоса в защиту окружающей среды раздавались и ранее, которые призывали не оставаться в пассивном ожидании перед наступлением еще одной угрозы нависшей над всем живым на Земле. Создавались общественные организации, публиковавшие тревожные доклады. Постепенно росла озабоченность мировой общественности новыми пока вопросами экологии, затем уже и правительства многих стран стали включать в свои бюджеты новые статьи – на охрану окружающей среды, экологическая обстановка в той или иной стране стала одним из важных показателей уровня жизни.

    Наступил момент, когда проблемы окружающей среды стали одной из общечеловеческих проблем нашего сложного, противоречивого, взаимосвязанного и взаимовлияющего мира, со всей остротой ядерной эпохи поставившего во-прос о перестройке мышления, отказе от старых стереотипов в решении общечеловеческих проблем.

    Естественно, проблемы экологии, наряду с другими, не могли не волновать и сотни миллионов мусульман во всем мире, а также и исламских улемов, искавших ответы на них в неисчерпаемых откровениях Корана. Предлагаемая здесь суду уважаемого читателя скромные соображения, за которыми с позволения и с помощью Аллаха последуют и другие, суть одна из таких попыток.

    Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране. Например, в суре «Месяц»: «Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» (аят 49).

    А так же в суре «Различения» говорится: «Он создал всякую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).

    Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов.

    Известно также, что созданный Аллахом гар-моничный мир на земле и в небесах был передан человеку в подчинение, как Его избраннику и наместнику на земле. Наделив человека правами своего избранника и наместника, Всевышний тем самым уготовил человеку и испытание перед лицом Своим. Следовательно, с точки зрения религии Ислам, человек ответственен перед своим Творцом за все свои деяния и это ответственность проистекает из тех высоких прав, которыми Аллах наградил человека, отдав ему предпоч-тение перед всеми своими созданиями.

    Одновременно с наделением человека этими богоданными правами и привилегиями, Аллах ниспослал ему разъяснения, как правильно пользоваться этими дарами и благами с пользой для себя и для всего сущего. Он учил человека беречь созданный Аллахом мир, наслаждаться Божьими дарами, не губить и не уничтожать их, применять их во благо, а не во зло.

    Сказано в суре «Преграды»: «Не производите расстройства на земле после устроения ее...» (7/56).

    Из этого священного аята следует, что Всевышний сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось, никогда не нарушать сотворенной Аллахом гармонии и равновесия в природе.

    Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно святотатственным вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Аллах.

    Не случайно указывается в священном Коране, что все беды и несчастья на земле возникают не по какой иной причине, кроме как проступка людей. Сказано в суре «Рум»: «Появилось нечестие на суше и на море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!» (30/41).

    В этом аяте Аллах разъясняет – страдания, и потрясения мира тесно связаны с деяниями, по-ступками и даже помыслами людей. Если сердца и умы нечестивы, то пагубными будут последствия их деяний. Однако последствия эти в первую очередь испытают на себе сами же преступившие, поэтому Аллах в приведенном аяте говорит: «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили».

    Велика же милость Аллаха к своим рабам, коли, он дает надежду на лучший исход, достичь которого возможно лишь при условии возвращения на праведный путь борьбы со злом. Поэтому в конце упомянутого аята Всевышний в утешение говорит: «Может быть, они обратятся!»

    Теме ответственности человека перед Созда-телем посвящен и такой известный хадис «Каждый из вас – пастырь, каждый в ответе за своих подопечных». В этих кратких словах Пророка нашего Мухаммада /да благословит его Аллах!/ содержится как бы резюме всему сказанному выше о высоком предназначении человека и связанной с этим высокой ответственности его перед Аллахом за мир и покой на земле.

    Тех же, кто несет творениям Аллаха уничто-жение и погибель, Ислам считает богомерзкими. О подобных сказано в суре «Бакара»: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погу-бить и посевы и потомство, – а Аллах не лю-бит нечестия!» (2/205).

    Посевы в данном аяте олицетворяют флору, а потомство – фауну. Эти два мире считаются в исламе заповедными, как самые необходимые для существования человека, тот же, кто наносит им вред, приравнивается к покусившемуся на род человеческий. Об этом – с позволения Аллаха и с Его помощью – в следующем номере.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    ИСЛАМ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

    Широко известно, в каком плачевном состоянии находится в наши дни животный мир планеты. Уже навсегда исчезли многие виды животных, на грани исчезновения находятся другие. Виной тому – не разумное вмешательство человека в природу, зачастую со своекорыстными целями. Внесли свой «вклад» в это любители охоты, ради азарта увеличивавшие число своих трофеев, не думая, что каждый выстрел невосполним, оказали влияние и капризы моды на меховые изделия, и широкий размах строительства заводов, фабрик, сужавший природные ареалы обитания тех или иных видов. И во главе всего стояло элементарная экологическая неграмотность.

    Все это не могло не волновать обществен-ность. И вот в разных странах стали создавать общество по охране животных, общества друзей животных, стали публиковать различные национальные и всемирные «Красные книги», куда заносили исчезающие виды, чтобы оградить их от полного истребления. С публичными лекциями и докладами выступают известные ученые – зоологи, просто любители природы, писатели, все те, кто считает, что понятия «милосердие», «сострадание» распространяются не только на род людской, но и на наших младших братьев по разуму – животных.

    Совершенно естественно, что деятелям рели-гии в этом благородном движении по охране животного мира, осуждении жестокости по отношению к животным как частицы созданного творцом мира. Принадлежит едва ли не ведущая роль Ислам в своем учении призывает верующих не причинять животным зла, учит доброму отношению к животному миру.

    Великий Аллах в священном Коране дал лю-дям подробные разъяснения как относиться ко всему, что Им на земле, во всем многообразии мира, в том числе и к миру животных. Много аятов разъясняют призывы охранять и изучать животный мир, видя в нем проявление Божьего созидания и поучительный пример уважительного отношения даже к бессловесной твари. Поясняет Коран и какую пользу может получить человек от мира животных, как надо содержать животных. Названиями животных озаглавлены даже некоторые известные суры Корана – «Слон», «Корова», «Скот».

    Развивая содержание священных аятов, мусульмане уделяли должное внимание изучению животного мира, мусульманским учеными соз-даны также уникальные труды по этой теме, как «Хаятул Хайван аль-Кубра» – «Большая книга о жизни животных /автор ад-Думайри/, «Китабул Хайван» – «Книга о животных» /автор аль-Джахиз/, «Аджаибул Махлука» – «Чудеса тварей» /автор аль - Казвини/ и другие известные труды.

    Милосердную позицию Ислама по отношению к животному миру лучше всего демонстрирует то, что в священном Коране каждый вид и род животных считается «общиной», приближаясь в этом к людям. По этому поводу Всевышний сказал в суре «Скот»: «Нет животного на земле и птицы, летаю-щей на крыльях, которые не были бы общи-нами, подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к нашему Господу они будут собраны» (6/38).

    И уж если каждый вид или род животных считается отдельной общиной, то этим оговаривается и его право на существование среди всех других общин. В связи с этим Пророк Мухаммад – да будет над ним мир! – сказал в хадисе, переданном Абу Даудом и Термизи от Адуллы ибн Мукаффаля – да будет Аллах доволен ими!–: «Если бы собаки не были общиной из общин, то я приказал бы унич-тожить их».

    Также имам Бухари и имам Муслим, передают от Абу Хурейры: «Пророк – да будет над ним мир! – сказал: «Укусил муравей, одного из Пророков. Он приказал сжечь муравейник. Затем Аллах ниспослал ему откровение, сказав: Укусил тебя только один муравей, а ты сжечь общину из общин, которая восхваляла Аллаха».

    Многие аяты священного Корана поясняют, для чего Всевышний сотворил животных. На-пример, в суре «Верующие» говорится: «Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь, и на них, и на судне вы переноситесь» (23/ 21, 22). Великий Аллах в суре «Пчелы» сказал: «И скот он создал; для вас в нем–согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, ко-торой вы бы не достигли без утомления самих себе. Поистине, Господь ваш–кроткий, милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете» (16/ 5,6,7,8).

    Эти священные аяты указывают на ту пользу, которую человек получает от животных – и пи-тье, и питание, и согревание, и перевозку грузов и самого человека, и наслаждение красотой животного и многих других полезных дел человека свойств имеют животные. Поистине, Великий Аллах сотворил животный мир и подчинил его человеку и наделил животных столь многими полезными свойствами. Человек должен быть благодарен Всевышнему за эти великие дары.

    Благодарность же выражается двумя путями. Первый – принять дар восхвалениями Благодетеля. Второй – использование дара, таким образом, каким велел сам Благодетель. А Всевышний в священном Коране указал основное требование к человеку – не уничтожать то, что полезно и приносит пользу людям.

    Для тех же, кто нарушить этот завет, уготованы кары. Имам Муслим передает от Ибн Аббаса: «Пророк – да будет над ними мир! – прошел мимо осла, на морде которого было выжжено клеймо и сказал при этом – «Пусть проклинает Аллах того, кто сделал это, ведь я же запретил это».

    В другом хадисе говорится: «Пророк – да будет над ним мир! – путешествовал со своими сподвижниками. Один мусульманин достал двух воробьишек из их гнезда. Воробьиха–мать стала кружить над Пророком и его сподвижниками, тогда Пророк Сказал: «Кто причинил страдания ей, верните ее детей» (Муслим).

    Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, считая это большим грехом, так как Аллах создал животных для пользы человека, бесцельное же уничтожение того, что создал Аллах – это грех, выражение неблагодарности Всевышнему, став на путь сатаны.

    Имам Насаи передает от аш-Шурайди /да бу-дет Аллах доволен им!/: «Я слышал, как Пророк сказал: «Кто напрасно убил воробья, про того этот воробей скажет Аллаху в судный день: «О Господи! Этот человек убил меня напрасно, а не для своей пользы».

    В целом только с их полезностью человеку, мусульманину велено быть добрым ко всему миру животных, даже если он не ждет от них никакой пользы на этом свете. Он добротой относится к животным потому, что так ему предписывает его религия, проповедующая доброе отношение к животным. В Исламе даже предусмотрено райское вознаграждение за доброе отношение к животным. Об этом свидетельствуют множество хадисов Пророка.

    Имам Бухари и имам Муслим передали от великого сподвижника Абу Хурейры /да будет Аллах доволен им/: «Пророк сказал: «Один человек по дороге почувствовал сильную жажду. Отыскал колодец, спустился в него, напился воды и вылез. Тут он заметил подыхающую от жажды собаку, которая пожирала мокрую землю. Он сказал себе – это собака также жаждет, как и я. Он вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой, поднялся наверх, держа обувь во рту и напоил собаку. Аллах вознаградил его, простив ему грехи». Сподвижники спросили: О По-сланник Аллаха, и в животных для нас будет вознаграждение? Он ответил: В каждом жи-вотном есть вознаграждение».

    Наоборот, кто жестоко обращается с животными, тому Коран угрожает муками на том свете. Имам Бухари передает хадис Пророка: «Одна женщина попала в ад из-за того, что замучила кошку до смерти, связав ее, не кормила и не отпускала, чтобы та сама питалась тем, что есть на земле».

    Как уже было сказано, Всевышний создал животных для пользы человека. При этом Ислам, указывая на конкретную пользу человеку от животных, регламентирует и пути получения этой пользы, так чтобы не причинить животному страдания. Милость Ислама к животным простирается до того, что факихы указывают на непременное условие доящему корову–перед доении также не следует слишком усердствовать, чтобы не обделить и теленка. Шариат также обязывает владельца скота вовремя кормить и поить жи-вотных, если он не в силах выполнить это, то должен продать свой скот или отдать другому, если же не желает этого делать, то его заставят. Запрещено также бить животное, клеймить его, проклинать, заставлять выполнять непосильную работу и так далее.

    Весьма краткое изложение в данной статье основных положений Ислама по отношению к миру животных, показывает, что вопросы охраны животного мира были затронуты в священном Коране в давние времена, дело лишь в степени осознания этих предписаний и претворении их в жизнь.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Хадисы о милосердии к животным

    Яхья бин Саид сказал: «Абу-Бакр послал войска в Шам и вышел пешком вместе с Язидом бин Абу-Суфъяном и сказал: «Я завешаю тебе десять вещей: не убивай женщину, ребенка, дряхлого старика, не вырубай плодоносящее дерево, не разрушай постройки, не бери вещь из трофея до ее распределения, не будь трусом». Этот хадис приводится у Малика.

    811 - Передают со слов Му`авийи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

    - Не ездите верхом ни на шелках, ни на тигровых (шкурах). (Хороший хадис, который Абу Дауд и другие (мухаддисы) передают с хорошим иснадом.)

    812 - Передают со слов Абу-ль-Малиха, ссылавшегося на слова своего отца, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал (использовать) шкуры диких зверей. (Этот хадис с достоверными иснадами приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса`и.)

    В той версии (этого хадиса, которую приводит) ат- Тирмизи(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) запрещал покрывать шкурами диких зверей постели.

    - (Как-то раз) он зашёл в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там верблюда, когда же верблюд увидел пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он стал подавать голос, а глаза его наполнились слезами. Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подошёл к нему, погладил его по горбу и по голове /зифра-ху/ и он успокоился, а (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, стал) спрашивать: “Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?” Тогда (к нему) подошёл один юноша из числа ансаров и сказал: “Он мой, о посланник Аллаха.” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воскликнул: “Так неужели же, владея этим животным, ты не боишься Аллаха, который сделал его подвластным тебе? Поистине, оно жалуется на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь (непосильным трудом)!” (Абу Дауд приводит ту же версию этого хадиса, что и Аль- Баркани.)

    968 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

    - Когда мы останавливались где-нибудь, то начинали прославлять (Аллаха), только расседлав животных. (Этот хадис с иснадом, удовлетворяющим требованиям Муслима, приводит Абу Дауд.)

    Его слова “начинали прославлять (Аллаха)” означают “приступали к совершению добровольных молитв”. Смысл этих слов состоит в следующем: несмотря на наше стремление к молитве, мы не начинали молиться до тех пор, пока не снимали сёдла с животных, давая им отдохнуть.

    1600 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

    - (Одна) женщина была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, за что она оказалась в огне. Держа её взаперти, она не кормила и не поила её, не позволяя ей поедать и живность, ползающую по земле. (Аль-Бухари; Муслим)

    1601 - Сообщается, что (однажды) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей - курайшитов, сделавших своей мишенью птицу и принявшихся стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую стрелу, которая не попадала в цель. Увидев Ибн Умара, они разбежались, а Ибн Умар сказал: “Кто делал это? Да проклянёт Аллах занимавшихся этим! Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклинал (людей), делавших мишенями для себя то, в чём есть дух!” (Аль-Бухари; Муслим)

    1602 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

    - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал держать животных для того, чтобы (потом) убивать (их, превращая в мишень для стрельбы). (Аль-Бухари; Муслим)

    1607 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

    - (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший осла с выжженным на морде клеймом, выразил своё неодобрение этому.

    (Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: “Клянусь Аллахом, я поставлю ему клеймо только на самом большом удалении от морды!”, - после чего по его приказу его ослу прижгли бёдра, и он бы первым, кто поставил животному клеймо на бёдрах. (Муслим)

    1608 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) мимо пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл осёл, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал:

    - Да проклянёт Аллах того, кто заклеймил его! (Муслим)

    В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал наносить удары по лицу и клеймить морды животных.

    1609 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

    - (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправивший нас в военный поход, сказал нам: “Если встретите такого-то и такого-то”, - имея в виду двух курайшитов, имена которых он назвал - “сожгите их!” А потом, когда мы уже хотели двинуться в путь, он сказал: “Поистине, я велел вам сжечь такого-то и такого-то, но, поистине, мукам огня вправе подвергать один лишь Аллах, (а поэтому) если вы найдёте этих двоих, то (просто) убейте их.” (Аль-Бухари)

    1610 - Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

    - Однажды когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы увидели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли её птенцов, а эта птица приблизилась (к нам) и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Кто заставил страдать эту птицу и её птенцов?! Верните их ей!” Когда же он увидел муравейник, который мы сожгли, то спросил: “Кто сжёг это?” Мы ответили: “Мы.” Тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Никто, кроме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!” (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

    1833. (5515). Сообщается, что Са‘ид бин Джубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

    «(Однажды,) когда я (вместе с другими) находился в обществе Ибн ‘Умара, он прошёл мимо юношей (или: группы людей), которые привязали к чему-то курицу и стали в неё стрелять. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар сказал: “Кто сделал это? Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех, кто занимался этим!”»

    В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

    «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал (таких людей), которые отрезали части тела ещё живых животных!»

    1837. (5541). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

    «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал бить животных по мордам».

    1038. (2363). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» – на что он ответил: «Награда полагается за всё живое».

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  2. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    О правах животных в Исламе

    Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписывает мусульманам, независимо от их образования и социального статуса, проявлять доброту к животным. Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое.

    Безусловно, основной заботой Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) было благосостояние его общины. Он много трудился для того, чтобы обеспечить людям безопасность и пропитание. Перед его смертью мусульмане, где бы они ни находились, были обеспечены всем необходимым для жизни.

    Однако его забота распространялась также на животных и окружающую среду. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел слабое, избитое или измученное работой животное, он находил его владельца и просил позаботиться о своем питомце.

    Однажды Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и увидел там верблюда, который подошел к нему. Слезы текли из глаз животного. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) погладил его по голове, верблюд успокоился. Затем Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто владелец верблюда?» Молодой человек из ансаров ответил: «Он принадлежит мне, о Посланник Аллаха!» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: «Разве ты не боишься Аллаха, который подчинил тебе это животное?! Твой верблюд жаловался мне, что ты не кормишь его и заставляешь слишком много работать». Сказав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: «Что ты собираешься с ним делать?» - «Мы хотим заколоть его на мясо», - ответил молодой человек. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не делай этого! Продай его мне». «Он твой, о Посланник Аллаха!» - ответил тот. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил животное пастись с другими верблюдами до тех пор, пока он не умрет своей смертью (Ибн Хатир «Шама’ил ар-Расул»).

    Ахмад Ибн Ханбал сообщает, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб захотел поесть свежей рыбы. Его помощник Ярфа’, ничего не сказав, прыгнул на спину одного из верблюдов, принадлежавших Умару, и отправился в долгий путь на двое суток, вернувшись с корзиной свежей рыбы для Умара. Приехав домой, он вымыл верблюда. Но когда Умар узнал о том, что сделал его помощник, то сказал ему: «Дай мне сначала взглянуть на своего верблюда». Он подошел к животному и внимательно осмотрел его. Неожиданно он обернулся к помощнику: «Ты забыл вымыть его пот и его уши. Ты мучил это животное ради желания Умара! Клянусь Аллахом, Умар даже и не притронется к рыбе, забери от меня эту корзину».

    Основываясь на огромном богатстве исламского учения, касающегося в том числе и вопроса уважения и защиты животных и окружающей среды, известный мусульманский юрист Изз ад-Дин абд ас-Салам сформулировал следующее положение, касающееся прав скота и других животных по отношению к человеку:

    «Человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида. Даже если животное состарилось или болеет, не принося никакой пользы, он не должен нагружать их сверх того, что оно способно перенести. Владелец должен оберегать своего питомца от тех животных, которые могут принести ему вред, – как того же, так и других видов. Он не должен ранить их и ломать костей животных. Забивать скот хозяин имеет право, проявляя доброту и милосердие. После забоя он не должен сдирать с них шкуры и ломать их кости до тех пор, пока их тела не остыли, он не должен приносить в жертву детенышей на глазах у их родителей. Владелец обязан устраивать для животных безопасные места отдыха и водопоя, во время брачного периода он должен предоставлять возможность встречаться самцам и самкам. Человеку не следует выбрасывать тех животных, которых он берет ради забавы. Он не должен забивать животных таким способом, который делает их мясо непригодным для еды».

    www.islamicity.com

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  3. Animal

    Animal Пользователи

    Регистрация:
    06.01.2007
    Сообщения:
    1.235
    Симпатии:
    29
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    А про отрезание голов живым людям улемы ничего не говорили?
     
  4. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
  5. Ведьма

    Ведьма Пользователи

    Регистрация:
    19.11.2007
    Сообщения:
    4.867
    Симпатии:
    34
    Адрес:
    ЛО
    Отродясь не видывала мусульман, интересующихся защитой животных. Имхо, подход к животным у них чисто утилитарный - извлечение прибыли, и не более того. Других вариантов не встречала.
     
  6. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    У нас вообще-то Вы много встречали мусульман и христиан, которые хорошо знают свое вероучение и соблюдают предписания?

    В странах запада тема исламского экологизма обсуждаема и актуальна, и не только среди новообращенных, существуют исламские экологические движения. И у нас сейчас начинают интересоваться.

    и не только в западных странах.

    Коран спасает природу Танзании

    Стихи святого Корана и хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение!) являются новыми эффективными инструментами, используемыми для сохранения окружающей среды Танзании.

    «Коран предоставляет этические принципы взаимоотношений и заботы о других существах, которые могут стать этическим фундаментом охраны (природы)», сказал Фазлун Халид (Fazlun Khalid), основатель расположенного в Великобритании Исламского Фонда Экологии и Окружающей среды (IFEES).

    IFEES является одной из многочисленных международных организаций, в 1998 запустивших проект по защите окружающей среды на основании учения ислама, сообщает ИсламОнлайн.

    «Мы исследовали забытые учения и собрали их воедино, придав им современную форму», сказал Халид.

    Вместе с американской организацией по борьбе с бедностью CARE, IFEES проводил встречи с религиозными лидерами и рыболовами для обсуждения того, какими образом учение Корана может быть использовано для защиты природы и ее ресурсов.

    Используя тексты Корана и хадисов, они убеждают рыбаков отказаться от использования динамита, неводов и острог.

    Они также работают с Ассоциацией Защиты Острова Мисали (MICA), занимающейся охраной коралловых рифов острова, проводя подготовку местных имамов с целью включения ими идей охраны природы в свои пятничные проповеди.

    Успех

    Спустя почти десятилетие после начала реализации проекта, его успех на Мисали, острове, принадлежащем к архипелагу Занзибар, очевиден.

    «Я понял, что способ, которым я добывал рыбу, разрушителен для окружающей среды», говорит рыбак Салим Хаджи (Salim Haji).

    «Идея охраны природы пришла не от белых людей, а из Корана».

    Духовные наставления мусульманских ученых смогли сделать то, чего не удалось добиться правительственными запретами и методами обычных кампаний по защите природы.

    Сейчас большинство рыбаков Мисали обратились к более подходящему рыбацкому снаряжению.

    По данным CARE в 2000 только 34% рыбаков понимали, что ислам затрагивает проблемы их отношения к морю и его ресурсам.

    Через пять лет после запуска проекта эта цифра возросла до 66%.

    Мисали знаменит богатством морской фауны, здесь находятся самые удивительные коралловые рифы западной части Индийского океана.

    По данным Фонда Защиты Дикой Природы, самая серьезная опасность из-за нелегального рыболовства и варварских методов промысла нависла над морской экосистемой острова.

    Распространение

    Проект охраны природы, основанный на исламских ценностях, также дал позитивные результаты на другом острове Танзании – Пемба, который расположен в Индийском океане со стороны Восточного побережья Африки.

    Сотрудник CARE Али Абдулла Мбарук (Ali Abdullah Mbarouk) отмечает, что, как в случае Мисали, традиционные послания о необходимости защиты окружающей среды не приносили желаемых результатов, однако, когда такие послания начали исходить из уст религиозных лидеров, местные жители подчинились им.

    Халид уверен, что пример островов Мисали и Пемба с успехом может быть использован мусульманскими общинами других стран.

    Недавно IFEES начал работу с общинами Индонезии в рамках программы по защите мангровых болот и лесных богатств на острове Суматра.

    «Мы начнем с малого, как на Мисали, и будем обращаться к жителям деревень через местных мусульманских наставников».

    «Они, как никто другой, смогут рассказать людям об их ответственности и разумном использовании природных ресурсов».

    По матераилам ИсламОнлайн

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  7. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Могут ли экологические или религиозные организации спасти экологию своими силами?
     
  8. Прохожий

    Прохожий Мелкий поганец

    Регистрация:
    07.05.2007
    Сообщения:
    20.976
    Симпатии:
    3.738
    Иосиф, экология - это наука, её не надо спасать.

    Спасать можно окружающую среду, экологическую обстановку, обеспечивать экологическую безопасность производства и жизнедеятельности и т.п.
     
    Последнее редактирование модератором: 16 сен 2009
  9. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Короче, Склифосовский! (с)
     
  10. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Экология – это наука, а environment, природоохрана – вид общественной деятельности.

    Каждый верующий, прежде всего, должен стараться исполнить предписания своей религии, и уповать на Бога. Результат – в руках Бога. Кто-то из святых сказал, что надо молиться так, будто все зависит от Бога, а действовать так, будто все зависит от тебя. Хотя последнее тоже зависит от Бога.

    Религиозная мотивация – вообще достаточно серьезный фактор. В деле природоохраны и зоозащиты обычно апеллируют к утилитарной пользе или эмоциям, а это все же слабые мотивы.
     
  11. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Как думаете, получится ли что-нибудь у людей, пока не будет устранен главный осквернитель и губитель земли - Сатана Дьявол?
     
  12. философ

    философ Пользователи

    Регистрация:
    28.03.2009
    Сообщения:
    1.124
    Симпатии:
    20
    насколько я знаю Библию он будет устранен сильно позже конца света, но я не сомневаюсь что СИ готовы устранить его раньше если будет достаточно пожертвований....
     
  13. mihey

    mihey Пользователи

    Регистрация:
    08.07.2009
    Сообщения:
    651
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Зачем вы наше мышление ровняете под свое? У нас деятельность не коммерческая. А случай этот (ну ваше высказывание) напоминает коротенькую притчу Иисуса:

    Матфея 11:16 С кем мне сравнить это поколение? Оно подобно детям, которые сидят на рыночных площадях и кричат своим товарищам по играм: 17 „Мы играли вам на свирели, а вы не танцевали. Мы рыдали, а вы не горевали и не били себя в грудь“. 18 Так, пришёл Иоанн — не ест, не пьёт, а люди говорят: „В нём демон“. 19 Пришёл Сын человеческий — ест и пьёт, а люди снова говорят: „Вот человек, обжора и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников“. Так или иначе, праведность мудрости подтверждается её делами».
     
  14. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Ну, я уже ответил: надо делать то, что должно, и уповать на Бога. Результат в Его руках.
     
  15. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Что поручил Бог делать и каким будет результат? Нельзя ли конкретней?
     
  16. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    См. пост выше:

    "Сказано в суре «Преграды»: «Не производите расстройства на земле после устроения ее...» (7/56).

    Из этого священного аята следует, что Всевышний сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось, никогда не нарушать сотворенной Аллахом гармонии и равновесия в природе.

    Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно святотатственным вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Аллах.

    Не случайно указывается в священном Коране, что все беды и несчастья на земле возникают не по какой иной причине, кроме как проступка людей. Сказано в суре «Рум»: «Появилось нечестие на суше и на море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!» (30/41).

    В этом аяте Аллах разъясняет – страдания, и потрясения мира тесно связаны с деяниями, по-ступками и даже помыслами людей. Если сердца и умы нечестивы, то пагубными будут последствия их деяний. Однако последствия эти в первую очередь испытают на себе сами же преступившие, поэтому Аллах в приведенном аяте говорит: «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили».

    Велика же милость Аллаха к своим рабам, коли, он дает надежду на лучший исход, достичь которого возможно лишь при условии возвращения на праведный путь борьбы со злом. Поэтому в конце упомянутого аята Всевышний в утешение говорит: «Может быть, они обратятся!»

    Теме ответственности человека перед Созда-телем посвящен и такой известный хадис «Каждый из вас – пастырь, каждый в ответе за своих подопечных». В этих кратких словах Пророка нашего Мухаммада /да благословит его Аллах!/ содержится как бы резюме всему сказанному выше о высоком предназначении человека и связанной с этим высокой ответственности его перед Аллахом за мир и покой на земле.

    Тех же, кто несет творениям Аллаха уничто-жение и погибель, Ислам считает богомерзкими. О подобных сказано в суре «Бакара»: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погу-бить и посевы и потомство, – а Аллах не лю-бит нечестия!» (2/205).

    Посевы в данном аяте олицетворяют флору, а потомство – фауну. Эти два мире считаются в исламе заповедными, как самые необходимые для существования человека, тот же, кто наносит им вред, приравнивается к покусившемуся на род человеческий..."

    Результат же для верующего, соблюдающего повеления Господа – Рай.
     
  17. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    А что ожидает нечестивцев и где находится рай для праведников?
     
  18. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Нечестивцев ожидает ад, в этом согласны все монотеистические религии, а где находится рай? Ну, этот вопрос для религиозного человека довольно странный. Ясно, не в «космосе, куда летал Гагарин»…
     
  19. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Вы, видимо, собираетесь в рай. Скажите, а вы туда в одежде пойдете?
     
  20. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    На все - воля Аллаха. Конечно, хотелось бы.

    Вы под одеждой понимаете, собственно, "шмотки" или "кожаные ризы", то бишь физическое тело?

    Вообще всем верующим хорошо было бы поменьше грузиться метафизикой и побольше соблюдать заповеди Господа.
     

Предыдущие темы