ЯКОВ ЕСЕПКИН | страница 16

Тема в разделе "Литературный форум", создана пользователем Bojena, 19 фев 2011.

  1. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Четыреста шестьдесят третий опус

    Черной оспою царский альков

    Наградят одалиски белые,

    Пазолини Корабль дураков

    Совлечет в кущи Асии злые.

    Любят нимфы серебро волны,

    Зри, Адонис, лядвийские мелы,

    Что и Дафнис беспечный, Луны

    Фаворитов смущают Камелы.

    Внове Гретхен атласы целят,

    Монастырские балы всеслышны,

    И октябрь голубой веселят

    Золотыя оцветницы Вишны.
     
  2. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ПАТЕТИЧЕСКАЯ АРХАИКА

    Когда литература на глазах становится историей, немного не по себе. Свои место и определение у сущих страстей, трудов праведных. Математики вычисляют, археологи ищут, власти суть власти предержащие и т. д. Редко, крайне редко предметность определенного занятия размывается и туман истории окутывает реальность. Его флеор ожидали позднее, а он дышит и майский воздух пламенит вечной зеленью.

    Такое невероятное событие свершилось, это как солнечное затмение в Аиде, солнца там, полагаю, нет, а затмение пугает блистающей короной Ра. Что есть «Космополис архаики»? На вопрос этот ответа нет и искать его бесполезно. Одни не прочтут, другие отвергнут, иные заготовят свою дюжину хрустальных ножей. Если у готической книги существует автор, его фигуру вряд ли можно рассматривать сквозь серую призму эпохи. Полагаю, нет надобности расшифровывать данное допущение. Вспомним лишний раз мировую историю, вспомним историю литературы, вообще искусства. Проблема хора и героя испокон веков экстраполировалась на систему общественных формаций, иерархичность в целом. Герой должен погибнуть, время его оплачет, а устами губителей воспоются глория и дифирамбы. Сущность природы человеческих цивилизационных клише статична, хотя и табуирована, неотвратимо покарание за отступление в Элизеи, надлом рамочных ограничений. Йозефа К. судили на процессе, зарезали, «как собаку», другого юношу бледного приговорили к казни водой, а уж для героя не жаль и удавки. Высокий творец зачастую ощущает приближение своих убийц, чувствует смерти жало. Но кто свидетельствовал, как прекрасный юноша Иуда Христа предал римлянам, того ведь собаки иерусалимские знали, зачем этот поцелуй? В том смысл: никто не выступает свидетелем на кафкианском процессе, ибо грешники все, свои бы камни в овраг сбросить из тяжелых одеяний. Ноmo Фабер молчит, «Камерная музыка» и «Дикий хор» пылятся в сиреневых архивниках, для царей русских и иудейских достаются вретища из красных сундуков.

    Сегодня оценивать «Космополис архаики» нельзя, его нужно пережить, полистывая в небольших объемах (это по желанию) то «Кровь», то «Царствия», то «Псалмы». Увеличение дозы лекарственного яда способно убить больного, а больны мы все, один из признаков болезни - патологический страх, боязнь появления истинного Демиурга. Чтобы создать новую, пусть иллюзорную Вселенную, нужно быть Демиургом. Иначе не создается космополис, создаются разве земные царства. Не перенесем явления, уж лучше Его прожечь поцелуем. Затем остаток жизни любоваться с Гумилевым и Нарбутом жертвенным огнем, полыхающим в весеннем Гефсиманском саду. Виват, «Архаика», прощай, «Архаика», мы не апологеты бессмертия.

    Мирс АРТИНИН
     
  3. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Четыреста тридцать первый опус

    Фавны оперы нас охранят,

    Веселяся, витийствуйте, хоры,

    Сводность ангели тусклые мнят,

    Режут цоколь мелки Терпсихоры.

    Белый царь ли, мышиный король,

    Всё б тиранить сиим винограды,

    Темных свечек заждался Тироль,

    Негой полны Моравии сады.

    И куда ж вы несетесь, куда,

    Италийские ангели требы,

    Нас одела иная Звезда

    Во гниющие мраморы Гебы.

    Четыреста тридцать второй опус

    Раскрошили юродские тьмы

    Гребни желтые наших полотен,

    А и золото сим для Чумы,

    С кистью Брейгель,Ероним бесплотен.

    Кто успенный еще, алавастр

    Виждь и в нем отражайся, каддиши

    Нам ли чаять во цветнике астр,

    Львы умерли и здравствуют мыши.

    Сколь начнут адострастно гореть

    За Эдемом белые цесарки,

    Мы явимся - камен отереть

    И сотлить перстной желтию арки.
     
  4. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    КОЛОН. ОПЕРА

    Говорят, Никас Сафронов был столь взволнован после прочтения готической саги «Космополис архаики», что задумал цикл работ по мотивам книги. Художника можно понять, мрачные фантазии, посещавшие Босха, Гойю, других гениальных живописцев в результате погружения во тьму великих литературных полотен, рождали отнюдь не чудовищ, на свет Божий являлись сумрачные шедевры. Не важно, что они иллюстрировали, дантовский ли Ад, Мэтьюрина или сестёр Бронте, собственные ночные видения. Действительно, «Космополис архаики» текстурно держит манящие внутренние оси, именно заманчивые для кисти мастера. Иная вещь, наличествуют ли сегодня в этом цехе те, кто магический реализм книги (вопреки убеждённости Борхеса, знаменитых латиноамериканцев) способен перенести на иконное по сути пространство в гребневом окладе.

    Можно смотреть на феноменальное литературное явление под разными углами зрения, но ирреальный мир произведения-эталона «русского века» завораживает небывалой доселе, выстроенной словно в соответствии с геометрическими правилами, картиной внеземного духовного страдания и подвижничества. Симметрия - вот что поражает более всего (каждый полис-раздел, я сосчитала, не поленившись, составлен из 104 текстов, ни более, ни менее), зачем автору алгебра в поэтике? Вопрос из области риторики. Что же современные риторы России? Забыли они синих птиц, да и Метерлинка не упомнят. За пару недель книга сделалась московской и питерской сенсацией. С такой боллидной скоростью обе сановные столицы ещё, вроде, никто не покорял, я не припомню. Снобы могут обиняками выражаться, фарисейски перечить, да ведь и Достоевский говаривал: «Широк человек (читай - русский), я бы сузил». Бывало, слава распространялась, то посмертная, то при жизни персоналии, но требовало это временной дистанции огромного размера. Вначале власти предержащие распинали, затем жертву вносили в пантеон славы.

    «Космополис архаики» эксклюзивно исключителен и в такой ипостаси. Правда, величественное шествие книги по Москве и Питеру нельзя назвать прогулочным. Какие уж прогулки с Пушкиным, если верить Интернету, путешествие по загробному миру возможно совершить вместе с автором саги лишь в сети. Повторю, если так, русский бизнес столь же загадочен, сколь загадочна русская душа. Допустим, что мировая литературная слава в данный исторический момент не особенно волнует Кремль, но олигархия, где её пресловутый инстинкт в рефлексионном креде упрочения «архэ».

    Не обязательно быть Соросом, чтобы профинансировать издание уникального готического эпоса, носитель идеи не только обретёт всемирную известность в качестве мецената и филантропа, но и элементарно обогатится. Такая книга, в чём и тривиальность идеи, черепки обратит вновь в золото. Ах, нет на толстосумов Карла Абрахама и компании, дабы мотивировать и развить их тёмное духопровидчество. Явно ведь упускают последний великий шанс, хотя, может быть, картина совсем иная, автор закрылся в мраморнике. И молчит. А ему-то каково? В книге больше «розового масла» для чудесного художественного парфюма, нежели в десятках великолепных сборников Серебряного века. С этим легко ли быть?! Разве - в Колон, за Эдипом-царём, там воздух антики поглотит и такую невозможную парфюмерную ауру.

    Черния ЛЕРНИС
     
  5. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятьсот первый опус

    Аще вершников лета целят

    И ночные певцы недыханны,

    Пусть фиванскую чернь веселят

    Двоеклятые Фриды и Ханны.

    Строфы эти горят во желти,

    Наш путрамент сирен золотее,

    Сколь младенцев благих не спасти,

    Поклонимся хотя Византее.

    Мнемозина ль, беги веретен,

    Суе Мом пустоокий смеется,

    Всякий сонной парчой оплетен

    Мертвый царич – в ней бьется и бьется.
     
  6. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ГЕНИЙ И СЕРЕБРЕТИ

    Маркес после «Палой листвы» не сомневался в мировом триумфе, но до «Ста лет одиночества» понадобилось идти «своим крестным путём». Прав и Хемингуэй: победитель не получает ничего (в эзотерическом смысле). Кто судьи земные? Быть может, парадоксальность есть трафарет бытийности, а для любого мессии уготованы свой позорный столп и свой крест. Появившийся в Интернете академический в высшей степени литературный монолит «Космополис архаики» за несколько дней собрал нереальную по меркам нашего времени аудиторию - десятки тысяч читателей. И это античная жатва. Если учесть, что мировую паутину посещают преимущественно молодые люди, а книга при всей эпатажности и сенсационности (во всемирную литературу введено новое жанровое определение) академически детерминирована, можно говорить об абсолютной парадоксальности. Почему «Космополис архаики» заблистал в сети и не дошёл до, надо полагать, своего элитного читателя? В сущности, такого вопроса нет, объяснение соотносится с тезами формальной логики. Апология великой книги впереди, пока у неё великая судьба. Д. Лондон устами Мартина Идена пророчил: если даже немногие слова принимает печатный станок - здесь что-то не так. Действительно, каков современный издательский «контент»? Тут, по определению того же Лондона, обретаются литературные неудачники. Это в лучшем случае. «Ардис» и К? были бы закрыты для Бродского, когда б не изгнание. Перст избранничества и избирательность великой судьбы довлеют над автором «Космополиса». Критике и современникам «комильфо» ясно, что подобную книгу написать сейчас невозможно, времена колоссов антики минули. Вероятно, создатель готической саги ошибся эпохой, да и существует ли он реально? Не иначе как в шутку предложив издательствам «Песнь песней», он отошёл в тень олив. Берите, кто возалкал. Ажиотаж вокруг «Космополиса архаики» нарастает. А что издатели? На второй день после смерти Солженицына глава «Имки-пресс» г-н Струве с неподобающей весёлостью вещал о пятой пресс-конференции за день, экая слава. Русскоязычные издательства за рубежами России - отдельная печаль, функционируют себе некие кооперативы надомников. Да что и взять с них, если российские коллеги давно учат паразитированию на сомнительной классике и брендовых «макулатурных эпопеях» (Иосиф Александрович), удивляя безграмотностью книжных текстур в глянце. Действительно великий литературный памятник эпохи упадка, создавший новый тезаурис торжественности и скорби, белыми розами и золотыми ветвями украшают «молодые львы».

    Лидия ГОРЕНКО
     
  7. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Еспкин

    На смерть Цины

    Четыреста сорок четвертый опус

    Тисов твердые хлебы черствей,

    Мак осыпем на мрамор сугатный,

    Где и тлеет безсмертие, вей

    Наших сводность жжет сумрак палатный.

    Шелк се, Флория, что ж тосковать,

    Лишь по смерти дарят агоние

    Из партера бутоны, взрывать

    Сех ли негу шелковой Рание.

    В Александровском саде чрез тьмы,

    Всекадящие сводные тени

    К вялым розам тянулися мы --

    Днесь горят их путраментом сени.

    Четыреста сорок пятый опус

    С Ментой в мгле золотой предстоим,

    Лишь для цвета она и годится,

    Алым саваном Плутос таим,

    Гея тленною мятой гордится.

    Крысы выбегут хлебы терзать,

    Маки фивские чернию веять,

    Во столовых ли нощь осязать,

    Ханаан ли хлебами воссеять.

    Сем путраментом свечки тиснят

    В изголовьях царевен синильных,

    Яко гипсы кровавые мнят

    Всешелковость их лон ювенильных.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     

    Вложения:

    • 4______.jpg
      4______.jpg
      Размер файла:
      274,2 КБ
      Просмотров:
      10
  8. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    МУЗЫ СТОКГОЛЬМА

    Нобелевские тени, похоже, обитают сегодня в мировой паутине, серебрятся, витают, вновь экспонируя гениальность, ибо возникла причина временного оставления иных замков. Причина эта - новая книга-библия, новейшее собрание книжечек, любая из которых тяжелее звёздного цемента либо алмазов Божеских.

    «Космополис архаики» появился неожиданно, хотя все его ожидали, просто не знали, как он будет идентифицирован. Книга если не вневременная, то на цивилизационные века. Готическая сага по сути являет собой абсолютно новаторское художественное произведение, не имеющее традиционной генеалогии и формальных аналогов. Кто скажет, что «Космополис архаики» написан по-русски, вероятно, ошибётся, такой речи нас не обучали, однако дивный симбиоз архаических словесных пластов и столь же скорбно-торжественных лексических образований (построже церковнославянских) создаёт действительно феноменальный лингвистический эффект. Буквально каждая страница вводит читателя в наркотический транс. Архаическая, читай архивная пыль пьянит сильнее, чем наркотик, здесь с Гумилёвым не поспоришь. Литературоведческий взгляд на русскую поэтическую школу тосклив, где величие, там и несовершенство, сбой канонов, ущербная тоника и т. д.

    Бытовала, да и бытует убеждённость: великое содержание губит форму. Неужели за три века одухотворённые мастера не сумели элементарно соблюсти каноничность, преподаваемую с младых ногтей? Увы, истина велит изречь: не сумели. По разным трафаретам кармического установления. «Космополис архаики» демонстрирует пример в принципе невозможный. В огромном тексте практически нельзя насчитать десяток- другой таких сбоев, кои могут различить лишь избранные небом. Русская литература заполучила наконец последний великий шанс на нобелевское лауреатство. Книга такого уровня обречена величию, вопрос разве в том, какую страну она представит (если верить Интернету, «Космополис архаики» не издавался). Ещё вопрос – о времени. Успеют ли в текущем году издатели, существует вероятность серьёзных авторских ограничений на издание.

    Естественно, российская издательская система поражена едва не смертельно, все «ЭКСМО», «АСТ», «Захаровы» и прочие вряд ли в состоянии типажировать свой деловой имидж в качестве интеллектуальных столпов, перманентно издавая (в прекрасном, кстати, полиграфическом исполнении) опусы окололитературных посмешищ, настолько бездарные, насколько и безграмотные. На их фоне даже беллетристика форматируется с настоящим творчеством. У России две беды и у издателей, минимум, две - синтаксис и орфография. Каким чудом читатель-то сохранился в явно губительной среде? Но - сохранился, малозаметная книга, помещённая в Интернете в насмешку что ли, да ещё отпугивающая архаичностью, не всегда понятными лексическими контурами, мгновенно обрела армию, легионы и тьмы читателей. Народное самосознание не обманешь, сложно, оказывается, вытравить высокий литературный вкус, искоренить тягу к духовному началу. За внешним ницшеанством и героической бравадой перед вызовами Ада, трудно не высмотреть пассионарную героику духоводителя.

    Автор говорит: я выведу вас отсюда, нельзя бояться чудовищ, вот магический алмаз бытийности, берите философские камни, собирайте их. Его бонапартический призыв из- за гранатов Коры определяет миссионерскую задачу художника- воителя: пусть я на щите, а вы все со щитами пребудете.

    Людвиг ВАНЬКОВИЧ
     
  9. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятисотый опус

    Небосвода волшебный хрусталь

    Истенили атласные фоны,

    Иудицам кивнул Гофмансталь,

    Кровь их дьяментов злей Персефоны.

    Пьет шампанское челядь, белясь,

    Золотятся картонные волки,

    Несмеяны тянут, веселясь,

    Из отравленных вишен иголки.

    Взором тусклым чарующих нег

    Обведем неботечный атрамент,

    И воссыпется питерский снег,

    Презлатясь, на тлеенный орнамент.
     
  10. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ГДЕ ПЫЛЬ ПЬЯНЕЕ, ЧЕМ НАРКОТИК

    «Слова, слова, слова». Прав ли Гамлет, быть может, лукавил? Действительно, тайный смысл и значение слова неясны даже великим. Слово спасает, от слов погибают. «Кивот» Бродского равенствует божнице, хотя и орфографически неверен. Наказать презреньем безмолвствия столь же убийственно, сколь неотвратимо. Если взглянуть на «Космополис архаики» под этим углом зрения, более понятной будет знаковая символика мрачного и холодного словаря этой феноменальной книги. Похоже автор в основном безмолвствует, цезуры в тексте значимее самих слов. Хотя космополисный словарь существенным образом обогащает современную русскую лексику. «Баловство эта речь, от которой мы смертны». Из «Архаики». Явно видна скорбная улыбка писателя, но символизирует она не скорбное бесчувствие, как у Сокурова, скорее наоборот, скрывает раны, с жизнью несовместные, которые при очередном воздействии среды приведут к летальному исходу. Вообще «Космополис архаики» возможно охарактеризовать как необратимый исход, вечное бегство: из мира ирреального в действительность и обратно, суть в том, что нигде нет места, свободного от мрака и тени гологофской. Встань и иди, и тебя предадут, все и везде, ибо кто не предаст, сам погибнет. Мрачная обусловленность, но уж по крайней мере нет в ней лжи. Парадоксальность книги в её сквозном катарсизме, слово лечит «от обратного». То есть ужасающие адские картины, воспринимаемые со стороны, дают читателю очищение, надежду. Поэтому: не остави надежду всяк сюда входящий. Сложновато экстраполировать, к примеру, юнговскую психологическую типажность на литературное пространство, но экстраполируя, можно получить некий (а-ля Фрейд) портрет автора «Космополиса», частично приближенной к реальности. Это молчащий Златоуст. Мы не знаем, что он хотел сказать в действительности. Безмолвствующий словно предупреждает: живым нельзя находиться рядом с оборотнями долго, живые пострадают. Хемингуэй, поставивший на себе огненный крест-отточие, сказал нечто вроде - сиди и жди, и тебя убьют. Автор «Космополиса» оставляет смиренно сидящим пусть и иллюзорную надежду. Сидите, речет он заложникам времен с ледяными сердцами, и спасетесь моим словом. Мистерия космополиса весьма музыкальна, точнее - вся музыка. Отсюда архаические триптихи, этюды, опусы, фрагменты и т. д. Рихард Вагнер опоздал, кто-нибудь успеет со своими нибелунгами. Пока же «Космополис архаики» виртуально украшает бесконечный ряд арт-музейных экспонатов, где-то поблизости с золотообрезным его фолиантом сверкают под сенью случайного крова «Сумерки», «Бегущая с волками», «Город», звучит «Голубой октябрь», либо Шуберта в саду играют, а в венецианское окно кафкианского замка смотрит вечность. Осень forever в ледяных сердцах, а поэт её типажирует, создавая терпкую пьянящую ауру веселья пред Адом. Мировая скорбность и надмирная мистика просто художественный инструментарий, нисходишь в ад - веселись. По описал один из таких уголков в «Бочонке амонтильядо», автор «Космополиса» добавляет вину действительно адской крепости, рекомендуя нам к питию ещё и пьянящее наркотическое чтение на весёлом вневременном пире Чумы.

    Владимир МАКСУДОВ
     
  11. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Четыреста пятидесятый опус

    Каталонские замки пусты,

    Вишен феям, сколь милые просят,

    На червовых подносах кроты

    Молодильные яблоки носят.

    Что еще и подать ко столам,

    Яд румянит емину витую,

    Истекается мел по челам,

    Ешьте, гости, морошку златую.

    Мертвых негу сковали огни,

    Сотемнила Патрисию чадра,

    И меж башен, когда ни взгляни,

    Всё плывет голубая эскадра.



    Четыреста пятьдесят первый опус

    Шелест крови разбудит девиц,

    А и любят монашенки сводность,

    Утром смоется течь с половиц,

    Пей, Моцарт, воспевай неисходность.

    Монастырские туне балы

    Отзвучали, сколь вечерям длиться,

    Минуть Клэр веретенной иглы,

    Яд течет и не может прелиться.

    И смотри, меццониты вертят

    Остье бледных детей из столовой,

    И чурные канцоны летят

    К амальгаме сребристо-меловой.
     
  12. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    КРОВАВЫЙ ЖЕМЧУГ

    Если нужно объяснять, не нужно объяснять. Есть такой трюизм в лексических запасниках великого и могучего. Объяснение бесполезно, слушающий не поймет, а поняв, не воспримет, в итоге некий условный ритор-филантроп явно потеряет. Представьте иное: объяснять возьмется гений - толпе. Распнут, как Иисуса, да еще сатанинские суры «вкрутят» под оправдательную базу. Сложно сегодня интеллектуалам в мире торжества серости и духовного убожества. Вообще человеки не любят миссионеров (любых). И никогда не любили.

    Тем более парадоксальной выглядит ситуация вокруг «Космополиса архаики», опубликованного в Интернете и мгновенно шагнувшего в реальный мир. Триумфаторское шествие книги будто по мановению волшебной полочки-тирса покорившей новый Вавилон, первопрестольную столицу, и родную северную Венецию, представляется феноменальным событием в российском культурозависимом социуме. Читатель (и это парадокс нашего времени) опередил литературоведов и собственно литераторов. Быть может, чудесным образом материализовалась мандельштамовская теза: « И меня только равный убьет». Ясно, равного автору «Космополиса архаики» у нас нет, его готическое письмо столь же совершенно, сколь и мистически адаптировано, встроено в художественную систему координат, неведомых досель. В самом деле, неплохо было бы, если б Россия уберегла одного из своих гениальных сыновей, либо попыталась это совершить. Подобное действие может стать охранительным для вымороченной эпохой бытового лавочного мракобесия народной ментальности. Вот пусть сохранившийся духовный потенциал и преумножается, гений всегда готов помочь самоидентифицироваться массе. Однако история учит неверию и уроки ее страшны. За редким исключением духовники поколений истреблялись, раззолачивали и обагряли их палый цвет.

    Меж тем обе столицы рукоплещут, количество читателей великолепного фолианта-раритета растет, счет уже идет на многие десятки тысяч. Еще парадокс: книга ведь опубликована в принципе на периферии сети, попробуй отыщи. Находят, и зовут следующих. Ничего похожего у нас не бывало, так за Христом шли ученики, ставшие апостолами. Но готовы ли вкусившие хлеба и вина духовных к священным жертвованиям. Вряд ли. Великое художническое подвижничество автора «Космополиса архаики» никак не оценено Отечеством. Литературные пигмеи продолжают судорожно делить премиальные, молчать и не помнить никакого родства. Улыбнется товарищ Варравы с креста, тут же ворон в око и вонзит клюв. Захотелось в Царствие Божие! А воробышек славянский на гвоздик укажет, вбивайте в Царя Иудейского, зачем гвозди-то прятать и молотки в стране молотобойцев. Их ли традиционалистской пафосностью возвышаются и тешатся современные кормители муз и кормчие утлых квазилитературных суденышек. Почто и ссориться с царями, Александр Сергеевич! Теперь тьмы сокроют всякое предательство, а об одном голгофском тенедарце кто вспомнит. Тщетны ваши упования, предержащие камни для побития и хулы. Молчащие красные волки, блеющие молочные ягнята-несмышленыши делаются историческими клеветниками России, сам великий народ весь не умрет, как духоводитель-мессия. «Космополис архаики», без сомнения, есть литературно-художественная жемчужина, вселенского свечения жемчужная корона. Яко солнце, выходит она из полного затмения, свидетельством этому библейские страсти по Слову, явленному в античной величественности. Ибо вечно, вечно искусство.



    Карина ТРУБЕЦКАЯ-ТУРБИНА
     
  13. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятьсот второй опус

    Парки темные шелки плетут,

    Над Граалем камена рыдает,

    Где и юношей бледных пречтут,

    Аще мертвых Аид соглядает.

    Ах, чернила не стоил обман,

    Мел графитов чарует алмазность,

    Ветхим полкам любезен туман

    И мила аонид неотвязность.

    Очарованный славой лорнет

    Легковесная Цита уронит,

    Имя розы иудиц минет –

    Вечность павших царей не хоронит.
     
  14. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЕСЕПКИН. МИФ ОБ ИРОДЕ

    Смотрящий из Ада видит ли Рай? Эдем видит, но не сохраняет своих бледных отроков. Тема добра и зла обрела в русской литературе вариационную полифоничность, как и в искусстве в целом. На общую мультисегментную картину пали отблески иерусалимских сновидений, библейский метафорический трафарет обусловил тематику и типажность образов. Историки искусств явно не ожидали здесь каких-то новаций. Оказалось, напрасно. «Космополис архаики» при всей его целостной значимости можно рассматривать и в качестве нового магистраторского пособия в изучении оттеночности коллизий, связанных с развитием самого предмета спора. А копия критиков ломались во множестве. Основой всегда служила западническая культурная традиция, русская философская мысль не детерминировала проблематичные узлы проблемы столь определенно, как Запад. Ницше, Шопенгауэр, Хайдеггер, Адлер, Фромм дали примеры подлинной диверсификации многозначного философского форума.

    По сути Есепкин совершил революционный (в рамках литературного искусства) прорыв, его космополис с филигранной четкостью и точностью определил позиции сторон, кто же – по ту сторону Добра и Зла, кто адаптирован к земной бытийности и в состоянии трансформироваться при надобности, необходимости. В «Космополисе архаики» создается торжественный и скорбный тезаурис русской речи, архаическая минорная лексика является прелюдией, читатель входит в некую небесную обитель, странный художественный Город, где утопленные ангелы медленно плывут по черным каналам (зачем и словарь скорбящим). Уж не аллюзия ли это Петербурга с Мойкой и Фонтанкой, града, нам давшего цвет отечественной мистики? Весьма возможно. Именно лексическая аутентичность завлекает странников, решившихся на путешествие по загробному миру. Естественно, решиться немыслимо тяжело, меж тем, страхи и опасения напрасны, автор книги сам в обличье Вергилия ведет вошедших и надежды их только умножает. К чему печаль, ее умножение, когда эстетические красоты покоряют даже непосвященных, а литургика священной вечной весны создает катарсический эффект. Ад, Аид лишь в артовском зерцале, успокаивает ведущий, следуйте смело за мной. Христос сказал: вот идет хозяин этого мира, но он надо мной не властен (вольное толкование). Зато властен надо всеми и всем в жизни земной. Уж не падшие ли ангелы утопленны в Обводном? Демонический Нарбут с выбритою головой, падший ангел Серебряного века, чуть отхлебнул из кубка античности, который держали Эдип и Электра. Пили из него, точнее, пытались алкать многие, Гете и Шекспир, Кафка и Фрищ. Есепкину, видимо, тот же сосуд подносили, без оглядки на внешнюю формальную русскость.

    Автор «Космополиса архаики» утяжелил и западную традицию, он впервые в русском художественном времени развил, определил, детерминировал Тему и поставил точку в истории векового экзистенциального подвижничества литературных поколений. Именно для такого рода граненого вербального приговора понадобилась архаика в лексическом царственном декоре готической саги. Зло есть все и оно во всем. Фауст тщетно страдал, как и юный Вертер, их равно бы нашли. Колпачники, адники так и снуют в архаических полисах, их бледнозеленые хламиды и желтые колпаки видны за мили и вёрсты, им подвластны все Мраморные и Мёртвые моря, все Тосканы и Медины. Азазели избирают жертву по голубой крови и царственной стати, иные пойдут следом. И любят они прелестное время мирового цветения, замковую идилличность. Бессилие пред всемирным Злом характеризует и объединяет хор и героя, толпу и поводыря, но знающий по крайней мере имеет выбор: умереть или погибнуть, чтобы в Эдеме ангелы о нем хотя поплакали. Истинно, кто воспомнит о вечной душе – невежда из легионов пирующих, себя выдавший невежда.

    Игорь СЛАВИНСКИЙ
     
  15. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятьсот третий опус

    Хоры чествуй, атрамент земной,

    Лишь бутон леденится бутоном,

    Нас оплачет Петрополь больной,

    Восклоняясь над желтым бетоном.

    Всё тлетворные свеи парят,

    Всё пируют одесно живые,

    А и суе шелково горят

    Содомитские те пировые.

    Как и вылить алмазность письма,

    Урания светильники прячет,

    И Рагнеда иль Парка сама

    Над тенями повешенных плачет.
     
  16. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЦЕРКОВНЫЙ РОЗОВЫЙ ВЕНОК

    Представляется, Рильке вкупе с Эзрой Паундом решили улыбнуться современникам обнадёживающе, русский читатель отвык от литературного величия, вербализованного и артикулированного посредством родного языка. Где оно, кундеровское бессмертие? Где магический кристалл Творчества, кому из писателей не скажешь: «Господин соврамши»?

    Увы, наблюдается убийственная институциализация правил поточного письма, здесь и о магическом реализме нужно забыть. Вокруг слесари, столяры-чернодеревщики, некие ремесленники, коим чуждо самое слово, сочинители дневных и вечерних романцев. И вот через Интернет пришло послание другого рода: «Космополис архаики», заявленный как готическая поэма. Действительная масштабность её поражает, как-то не хочется литературоведчески препарировать книгу («музыку я разъял как труп»). Сделают сие другие, разберут, подвергнут спектральному анализу текст архаического сочинения. Кстати, он абсолютно новаторского свойства и характера, хоть помещай в гумилевский фарфоровый павильон. Причём внешне вполне походит на музейный экспонат вековой давности. На то и гений, чтобы ввести в заблуждение. Уж не пылится ль поблизости «Мцыри», не точит ли зрак желтизной «Витязь в тигровой шкуре»? Ах, пьянящая, словно весенняя сиреневая тьма, архивная пыль…

    Шумит, шумит, витийствуя, морская волна, подходит к изголовью Творца с тяжким грохотом. Вспоминаю «Камень» Мандельштама, каким-то чудесным образом он запрятан в архаических кружевах «Космополиса», правда, изменён до полной неузнаваемости. Но камень здесь библейский, досеребряновечный. Вижу и строения Византии, и лигурийское побережье…Я не буду ничего добавлять, просто позову всех, кто ещё книгу не видел, - идите и смотрите. Такого в истории русской литературы не бывало, это – алтарное письмо, художественная иконография.

    Дина ПОЛЕЕВА
     
  17. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    Харитам

    I

    Где путрамент златой, Аполлон,

    Мы ль не вспели чертоги Эдема,

    Время тлесть, аще точат салон

    Фреи твой и венок – диодема.

    Шлейфы Цин в сукровице рябой,

    Всё икают оне и постятся,

    Се вино или кровь, голубой

    Цвет пиют и, зевая, вертятся.

    Кто юродив, еще именит,

    Мглу незвездных ли вынесет камор,

    Виждь хотя, как с бескровных ланит

    Наших глина крошится и мрамор.

    II

    Полон стол или пуст, веселей

    Нет пиров антикварных, Вергилий,

    Ад есть мгла, освещайся, келей,

    Несть и Адам протравленных лилий.

    Разве ядом еще удивить

    Фей некудрых, елико очнутся,

    Будут золото червное вить

    По венцам, кисеей обернутся.

    Наши вишни склевали давно,

    Гипс вишневый чела сокрывает,

    Хоть лиется златое вино

    Пусть во мглу, яко вечность бывает.

    III

    Капителей ночной алавастр

    Шелки ветхие нимф упьяняют,

    Анфиладами вспоенных астр

    Тени девичьи ль сны осеняют.

    Над Петрополем ростры темны

    И тисненья созвездные тлятся,

    Виноградов каких взнесены

    Грозди к сводам, чьи арки белятся.

    Померанцы, Овидий, следи,

    Их небесные выжгут кармины,

    И прельются из палой тверди

    На чела танцовщиц бальзамины.

    IV

    Грасс не вспомнит, Версаль не почтит,

    Хрисеида в алмазах нелепа,

    Эльф ли темный за нами летит,

    Ангел бездны со адского склепа.

    Но легки огневые шелка,

    Всё лиются бордосские вина,

    И валькирий юдоль высока,

    Станет дщерям хмельным кринолина.

    Лишь картонные эти пиры

    Фьезоланские нимфы оставят,

    Лак стечет с золотой мишуры,

    Аще Иды во хвое лукавят.

    V

    Всех и выбили нощных певцов,

    Сумасшедшие Музы рыдают,

    Ангелочки без тонких венцов

    Царств Парфянских шелка соглядают.

    Хорошо днесь каменам пустым

    Бранденбургской ореховой рощи

    Бить червницы и теням витым

    Слать атрамент во сень Людогощи.

    Веселитесь, Цилии, одно,

    Те демоны влеклись не за вами,

    Серебристое пейте ж вино,

    Украшенное мертвыми львами.

    VI

    Над коньячною яшмой парят

    Мускус тонкий, мускатная пена,

    Златовласые тени горят,

    Блага милостью к нам Прозерпена.

    Винных ягод сюда, трюфелей,

    Новогодия алчут стольницы,

    Дев румяней еще, всебелей

    И не ведали мира столицы.

    Мариинка, Тольони сие

    Разве духи, шелковные ёры,

    Их пуанты влекут остие,

    Где златятся лишь кровью суфлеры.

    VII

    Столы нищенских яств о свечах

    Тени патеров манят, лелеем

    Днесь и мы эту благость в очах,

    Ныне тлейся, беззвездный Вифлеем.

    Яства белые, тонкая снедь,

    Пудра сахаров, нежные вина,

    Преложилась земная комедь,

    А с Лаурою плачет Мальвина.

    Дщери милые ель осветят,

    Выбиются гирлянды золотой,

    И на ангельских небах почтят

    Бойных отроцев млечною слотой.

    VIII

    Вновь горят золотые шары,

    Нежно хвоя свечная темнится,

    Гномы резвые тлят мишуры

    И червицей серебро тиснится.

    Алигъери, тебя ль я взерцал:

    Надломленный каменами профиль,

    Тень от ели, овалы зерцал,

    Беатриче с тобой и Теофиль.

    Ах, останьтесь, останьтесь хотя

    Вы ночными гостями в трапезных –

    Преследить, как, юродно блестя,

    Лезут Иты со хвой необрезных.

    IX

    Вдоль сугробов меловых гулять

    И пойдем коробейной гурмою,

    Станут ангелы чад исцелять –

    Всяк охвалится нищей сумою.

    Щедро лей, Брисеида, вино,

    Что успенных царей сторониться,

    Шелки белые тушит рядно,

    Иль с демонами будем цениться.

    Золотое начинье тисня

    Голубою сакраментной пудрой,

    Яд мешая ль, узнаешь меня

    По венечной главе небокудрой.

    X

    Амстердама ль пылает свеча,

    Двор Баварский под сению крова

    Млечнозвездного тлеет, парча

    Ныне, присно и ввеки багрова.

    Книжный абрис взлелеял «Пассаж»,

    Ах, напротив толпятся юнетки,

    Цель ничто, но каменам форсаж

    Мил опять, где златые виньетки.

    Аониды еще пронесут

    Наши томы по мглам одеонным,

    Где совидя, как граций пасут,

    Фрея золотом плачет червонным.

    XI

    Злобный Мом, веселись и алкай,

    Цины любят безумную ядность,

    Арманьяка шабли и токай

    Стоят днесь, а свечей -- неоглядность.

    На исходе письмо и февраль,

    Кто рейнвейны любил, откликайтесь,

    Мгла сребрит совиньон, где мистраль

    Выбил тушь, но грешите и кайтесь.

    Цина станет в зеркале витом

    Вместе с Итою пьяной кривляться,

    Хоть узрите: во пунше златом

    Как и будем с мелком преявляться.

    XII

    Заливай хоть серебро, Пилат,

    В сей фаянс, аще время испиться,

    Где равенствует небам Элат,

    Сами будем звездами слепиться.

    Вновь античные белит столы

    Драгоценный вифанский орнамент,

    А и ныне галаты светлы,

    Мы темны лишь, как Божий сакрамент.

    Был наш век мимолетен, шелков

    Тех не сносят Цилетты и Озы,

    Пить им горечь во веки веков

    И поить ей меловые розы.
     
  18. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЛИТАНИИ

    Трудно быть Богом. Стругацкие фантазировали, а как в реалии не ослепнуть, если на глазах высшая гармония поверяется в том числе алгеброй? Несколько дней в Интернете наблюдается мессианское свечение, источник - петитный текст. «Космополис архаики» отдарен автором городу и миру, сам он, похоже, обращая взгляд в вечность, говорить ни с кем не желает. Не то время. Быть может, уже ведутся тихие беседы с Сократом, Иоанном Павлом II, великие вправе выбирать собеседников. Явно молчание для них органичней вербального рыночного космополитизма. Весело сказать Александру Македонскому: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Но кто скажет, да и некому теперь. Возможно, античного роскошества столы уже расставлены и накрыты, где-нибудь между Бахом и Шекспиром тихо садится автор Х. Он подал нам знак и пир грядёт. «Космополис архаики» подарен человечеству, каждый волен спастись либо забыть о бессмертии души. О нём (этом творении) говорят: вот духовный символ эпохи. Наше время определило величие в факультет ненужных вещей. Творец реанимирует абстракт духовидчества, кажется, он сделал невозможное. Великий Гэтсби ожидал гостей в своём чудесном саду, а засим проплыл по волнам пруда в литературную вечность. Автор «Космополиса» гостей не дождался, да и кто бы пришёл к нему. Ни Лиров, ни Бонапартов не сыскать, всюду мелкие, порою прелестные внешне кириафские «продавцы». Мы ничего не знаем о создателе эпопеи, но можем возвыситься до его трагических аркадий, тем самым хоть как-то искупая прежнее молчание. Возможно, это миссия ляжет на потомков. Певец потустороннего мира на современников вряд ли и рассчитывал. Его фигура демонизируется и обожествляется. Зоилы вспоминают Андрея Тарковского, Шнитке, рассуждая об авторском мистическом минимализме. Действительно, все трое более молчали, чем говорили. Однако сказали с избытком (по Рильке). «Космополис» вобрал в себя едва ли не всю мировую мистику, книга вместе с тем библейски пророческая. Поздно плакать Иеремии и поздно искушать Фауста, а псалмы «Космополиса архаики» выданы гостям ко требе.

    Вилен РОЗИНСКИЙ
     
  19. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    Химеры Белькампо

    Пространство, ниспадающее к Летам,

    Шагренью зацветает колдовской,

    Пугая небодержцев, по приметам

    Зиждится на хаоснице покой.

    Иголок стог, спрессованный тепла

    Янтарным утюгом, цветы и осы,

    И клеверная готика села

    Горят, багря небесные откосы.

    Горит сие вольготно, а и мы

    Недавно хорошо еще горели,

    Свои жизнеприходные псалмы

    Пеяли ангелочкам, в акварели

    Рельефные порфировая мгла

    Сливалась, паки розовое масло

    Текло на те образницы, игла

    Стрибога колченогого (не гасло

    Тогда светило вечное, в нощи

    Пылалось, денно благость расточало,

    Сейчас квадриги эти не ищи,

    Мой спутник, светодарное начало

    Приблизилось к ущербному витку

    И Ра уже не помнит колесницы,

    О том великолепии реку

    Едва не машинально, чаровницы

    Альфические голову кружат,

    Кому б они ее не закружили,

    Пути неклеверные прележат

    Далече, звездочеты ворожили

    Нам ранее хожденческий удел,

    Поэтому благое приближенье

    К фернальному источнику, от дел

    Божественных далекому, круженье

    Оправдывает, впрочем, утаим

    Реченье потаенное и думы,

    Пока о тех образницах стоим,

    А прочие алкают нас) из сумы

    Небесной возникала иль иной

    Пригодный к рисовательству источник,

    Пейзаж цветился краской неземной,

    Менялись боги славские, цветочник

    Винценту нагонявший воронья

    Скопища лепотой своей манящей,

    Франсиско, Босха зревший, остия

    Чурные простирал и настоящей

    Временности дарил полет цветов,

    Задача живописцев упрощалась,

    Любой натюрморт вечности готов

    Служить был, мертвой ауры вмещалась

    Колонница в бумажной ободок,

    В папирусы и глину, в мрамор бледный,

    Герой, сюда он больше не ездок,

    Москвы чопорной взор и разум бедный

    Любил здесь утешать, поздней других

    Ревнителей высокого искусства

    И балов парвеню за дорогих

    Гостей держали музы, трепет чувства

    Столь дивным быть умеет, что порой

    Плоды классификации превратны,

    Тогда бессмертье красочной игрой

    Художник подменяет, многократны

    Примеры искушений таковых,

    Уж лучше свято веровать в обманность

    Словесности, амфор музыковых,

    Таящих в неге звучности лишь странность,

    Какую верить алгеброй прямой

    Нельзя никак, ацтеки иль шумеры

    Скорей дадут гармонии седьмой

    Бетховенской симфоньи, где размеры

    Верховною блистают красотой

    И грозностью небесной вдохновляют,

    Разгадку музоведам, запятой

    От смерти жизнь фривольно отделяют

    Камен миссионеры, о холстах,

    Скульптуре, изысках архитектурных

    И вовсе говорить смешно, в местах

    Надмирных, скажем проще, верхотурных

    Считают их условною средой,

    Обиделся б немало Иероним,

    С ним иже, но коварною рудой

    Полнятся арсеналы, а синоним

    Творенья чаще ложности посыл

    Являет, сокровенности барьеры

    Легко берут демоны, Азраил,

    Чурные Азазели и химеры,

    Ну кто не любит мучить молодых

    Наперсников созвучий и палитры,

    Игры азартной баловней седых,

    Даруют им черемники и митры

    Престольные (понтифики, расчет

    Ведите новых эр католицизма),

    И царские тиары, не сечет

    Главы повинной меч, но классицизма,

    Барочности иль готики сынов

    Достойных, чтобы узреть своевольство,

    Готовы много дать сии, не нов

    Такой сценарий творчества, довольство

    Предложено когда, духовники

    Эфирных аонид и замечают

    По прихоти, бывает, высоки

    Мишени, их со звездами вращают

    Чермы и тролли, демоны одне,

    Сколь ангелы оплаканные туне

    Искать влачатся в призрачном огне

    Товарищей успенных, а коммуне

    Художнической низкий экземпляр

    Какого-то лихого фарисейства

    Наследовать приходится, маляр

    Адничный мог бы этого лицейства

    Бежать вернее, цели в небесах

    Теперь герои редко поражают,

    Ищи огонь у музы на весах,

    Пожарище осталось, ублажают

    Черемный слух творителей чреды,

    Тем легкости одной необычайной

    Лишь мало будет, прочие среды

    Безмолвствуют, высотности случайной

    Им огонь параллелен, впрочем, пут

    Бесовских отстраниться удавалось

    Честным, сейчас искусственный диспут

    Уместен ли, елику не сбывалось

    В истории центурий роковых

    Иное прорицательство, коль слова

    Порой терялась магия, живых

    Не спросим, а мертвым сия полова

    Зиждительных горений тяжела,

    Обманов цену знают неботворцы,

    Так бысть сему – с черемного стола

    Возьмем себе под эти разговорцы

    Червенной водки, аще до адниц

    Зайти пришлось, а, может быть, придется,

    Обманем хоть иродских черемниц

    И тождество мирское соблюдется,

    Нам ложию сквернили бытие,

    Платили им за чурное коварство,

    В ответ порфирокнижия свое

    Восполним искаженьями, а царство

    Нецветное простит сиречный грех,

    Зерцала сем равно минуть возбранно,

    Пусть виждят из серебряных прорех,

    Как тени наши царствуют сохранно,

    Берут вино и водку от стольниц,

    Альковные миражи забывают,

    Меж белых осиянных чаровниц

    Сидят, еще одесно пировают,

    Полнощно свечи бархатные тлят,

    А гоблинов и черем искаженных

    Виденья души слабые целят,

    Когорты юродивых и блаженных

    Влекутся вдоль некропольских полей,

    Разбитые, жалкие, в прахе млечном,

    Чем далее, тем паче тяжелей,

    Не смея лживо царевать на вечном

    Пути, определенном для ночных

    Певцов, какой любили звездочеты

    Сребрить мездрою конусов свечных,

    Ведя свои астрийские расчеты.
     
  20. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    «Космополис архаики»

    «Космополис архаики» -- итоговое литературное произведение русского поэта Якова Есепкина. Хотя многие современные критики и литературоведы полагают книгу выдающимся художественным явлением, фигура автора до сих пор остается загадкой. Писатель не дает интервью, его жизнь окутана тайной. Известно о переписке Есепкина с Н. Берберовой, Арс. Тарковским, И. Бродским, Ириной Одоевцевой, Ю. Кузнецовым, иными деятелями русской культуры СССР и Зарубежья, относящейся к периоду самиздатовской славы сборников стихотворений «Готика в подземке» и «Классика». Юный андеграундный гений сделался кумиром поколения восьмидесятых-девяностых. На рубеже веков Есепкин исчез из поля зрения литературной и художественной общественности. Между тем в самиздате России, Германии, Франции, США появились его книги «Палисандрия и Адонис», «Марс», «Перстень», «Барокко андеграунда», «Народная потусторонняя жизнь», «Пир Алекто», «Фессалоникские оратории», «Декаданс для N», «Порфировый шёлк», «На смерть Цины», «Антикварные пировые Вифании». Имя Якова Есепкина всегда было культовым знаменем андеграунда. Его сочинения официально не издавались, «Космополис архаики» постигла та же участь. Опубликование книги в Интернете стало не только российской, но и мировой арт-сенсацией. Со времени издания «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына художественный мир не испытывал подобного эстетического шока. «Космополис архаики» мгновенно распространился в Москве и Петербурге и буквально взорвал современную литературную ситуацию. «Эпитафией деспотии» называют поэтический эпос её пассионарные фигуранты, нонконформистская критика расценивает «Космополис архаики» как бессмертный памятник эпохи упадка, экзистенциальный феномен духовной литературы (учитываются компоненты соборного звучания, сакральной литургики, постбиблейской транспарентности). Вот одна цитата: «Величественное эпико-лирическое произведение «Космополис архаики» становится символической эмблемой «русского века» и его литературным Эверестом». Участники многочисленных форумов считают, что «Космополис архаики» возвратил русской литературе мировой статус. В путешествие по загробному миру вместе с автором отправились уже сотни тысяч читателей. Яков Есепкин повернул вспять течение отечественной словесности, создал скорбный и торжественный тезаурус, его нарочито архаическая лексика соответствует трагическому содержанию книги, повествующей о народной потусторонней жизни с дантовской реалистичностью. Действие переносится из эпохи в эпоху, нет времени, есть лишь ирреальное пространство, утверждает автор, доводя степень трагичности до древнегреческого канона. Русская литература обрела мировую вершину. Элитарии от изящной словесности последние десятилетия ожидали некоего чуда, явления литературного мессии. Колокол прозвонил. Удивительная для нашего времени художническая пассионарность сочинителя определяется пугающей знаковостью античного по мощи письма. Мистика во всём. Как и откуда могло возникнуть это глобальное тяжеловесное полотно, тем паче на фоне легкословных каверов Пелевина, Сорокина и К?. История изобилует примерами глухоты современников к гениальным безумцам. Но чудо уже с нами: человечеству навеян «сон золотой». Первая сравнительная параллель – с Данте. «Космополис архаики» столь же полифоничен, имеет ряд внутренних констант. Хотя по объёму он несколько превосходит «Божественную комедию», автору удалось избежать повторов, здесь едва не каждое слово на вес золота. Вероятно, книгу эту будут оценивать грядущие поколения, нам вряд ли стоит стремиться к разгадке феноменальности «Космополиса архаики», слишком велик соблазн упрощения либо остранения (Шкловский) космополисного бездонного пространства, открывающегося по вторичном и последующих прочтениях. Автор привёл пушкинскую ямбическую рать к солнцу Аустерлица, а на солнечных берегах реки Леты образовались гигантские трагические «гравиры». Пророков мрачность есть единственно возможное условие их явления, данная теза Гёте подтвердилась опытом Есепкина.

    Интернет-ресурсы
     

Предыдущие темы