ЯКОВ ЕСЕПКИН | страница 17

Тема в разделе "Литературный форум", создана пользователем Bojena, 19 фев 2011.

  1. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    Трапезы. Сукровичные вишни у Ирода

    I

    Сад портальный украсят зелени,

    Станем лотосы кровью гасить,

    Желтосвечные наши и тени,

    Поздно милостынь мертвым просить.

    Много скорби о пире небесном,

    Девы белые алчут сурьмы,

    Во кармине пылают одесном

    Золочёные багрием тьмы.

    У Винсента ль просить божевольных

    Дивных красок, его ли очниц

    Не склевали вороны со дольных

    Областей и варварских терниц.

    Сколь высоко хоровые нети,

    Нетлеенные рдеют цвета,

    Хоть забросим в бессмертие сети,

    Золота наша смерть, золота.

    Позовут ангелочки, а туне,

    Пировайте ж, садовый нефрит

    Мы пили в червоцветном июне,

    В каждом лотос кровавый горит.

    II

    Ложесны закрывайте парчою,

    По серебру тяните канву,

    Пред успенной астрийской свечою

    Нити хорные бьют синеву.

    У Чумы на пиру хорошо ли

    Торговать васильками, оне

    Мертвым суе, гробовые столи

    О царевнах темнеют в огне.

    Исцветает дельфийский путрамент,

    Змеи с чернью шипят за столом,

    Хмель виется на тусклый орнамент,

    Вспоминают купцы о былом.

    Были мы пробиенны Звездою,

    С богородными речи вели,

    Но за мертвой послали водою

    Аонид и сердца соцвели.

    Выжгут литии нощные серы,

    Свечки розные воры снесут –

    Царичей и покажут химеры,

    Никого, никого не спасут.

    III

    Шелк несите сугатный, червовый,

    Сокрывайте холодных цариц,

    В усыпальницах пламень восковый

    Паче лядвий и млечных кориц.

    Эти адские кущи впервые

    Серафимы не могут забыть,

    Розенкранц ли с удавкой о вые

    Полагает принцессам не быть.

    Что резвятся шафранные феи,

    Хватит челяди мраморных жал,

    Мрачен бальник исцветшей Психеи,

    Упасен, кто аромы бежал.

    Мы ль златую весну ожидали,

    В сеннаарских гуляли садах,

    Всем теперь бутоньерки раздали,

    Витокровные свечки во льдах.

    Всех нашли и гортензии в косы

    Перстной смерти с виньетой вожгли,

    И горят желтоядные осы

    На патинах садовой бели.
     
  2. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.601
    Симпатии:
    392
    Божена, с Вашего разрешения коммент, извините.

    Вы знаете, я читаю всё, размещаемое Вами пера Я. Есепкина. И... И... Даже не знаю как бы поделикатнее. Очень красивые, очень красочные, очень живописные... словесные лубочные картинки, как у Мухина, что портреты на замшевом картоне пишет. Словообразования эффектные тоже.

    Вопрос, а откуда можно весь его цикл скачать или купить где? Искал-искал - не нашёл.
     
    Последнее редактирование модератором: 16 окт 2012
  3. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    СТРАДАНИЯ ЮНОГО ПУШКИНА

    Апокриф пустыни Тартари вполне материален и называется «Космополис архаики». Творенье дивное, венец алмазный словесности может рассматриваться в качестве траурного венка на могиле русской письменной речевой культуры. Пусть этот венок присно не увядает, да и не увянет он. Гипертрофированное внимание в первую очередь столичной публики к феноменальной книге весьма показательно, авангард общества давно испытывает жажду по слову подлинному, а не фальшивому.

    Базар современной русской литературы ужасающ и позорен, однако преложить это веселие малограмотной черни явно было некому. Теперь мы хотя бы имеем пример. Художнический подвиг Есепкина оценят время и вечность. Он сумел действительно в адских условиях свершить невозможное, сотворить новую литературную Вселенную и организовать ее не ущербнее мира «Божественной комедии» Алигьери. Но там была традиция, более того, традицию знали Софокл с Еврипидом. За существующие каноны никто старался не заступать, даже великие гении. Есепкин отверг современную лексическую систему, художественную каноничность, развенчал трехвековые традиции и в абсолютной пустыне воздвиг чудовищный и грандиозный замок. Вероятно, готическая компонента есть лишь титул, игра воображения Мастера, внешняя обрамительная рамка: идите-ка внутрь, там все красные и черные комнаты ужаса. Впрочем, в отвержении традиций Есепкиным имеется своя логическая мотивация, он выходит, осознанно выходит из существовавшей координатной системы, т. к. сия не только уронна, а и себя изжила. Русская силлабо-тоника хотя и дала множество шедевров, не стала панацеей от разъедания таковых полотен обычной речевой ржавчиной. Лучшие из лучших, присмотримся, хромали, каждый по своему. Набоков мучился переводом «Онегина» (что за ужасная книга), Анненский терзался тем же Еврипидом. Русская лингвистическая кармичность сжигала всё. Менее иных подвергся ее губительному пламени Пушкин, он большей частью интуитивно избегал системных ловушек – и только. Письмо его столь же несовершенно, сколь и легко (а ведь солнце русской поэзии – наше всё).

    Есепкин вылетел в художественный космос по страшной оси, узрел здесь траурное светило и своим упорным зиждительством подвиг народ к лицезрению черного солнца. Солнцестояние в явленном космополисе – величина постоянная, константа вечности. «Космополис архаики» не может не потрясать. Вне традиций и в миражном пространстве воздвигнуто здание-пантеон русской литературной славы, одновременно в оном и музеум гибнущей лексики. Отчего же прихрамывали малые и большие гении (то с ритма сбивались, то в рифмах путались, то смысла не находили в плетении словесном), ведь, вспомним, феномен колченогости эсхатологичен. Хромали и прихрамывали ведущие, сегодня баранам козлищи не потребны, сами идут, блея, за ворота рая иль чистилища, ко овражкам. Парадокс Есепкина и в этом: не имея за собой подпорок генеалогических, он сумел тяжелейшее письмо овеять изяществом всемирного романтизма. Вкруг Ад и чудища его, а длань протягивается Анне, Пушкиным соклеветанной, а все убогие и сирые зовутся в мраморник. Гуляйте, дивитесь на чудо, изучайте музейную пространственность, вспоминайте о ювенильном Ботаническом саде, созерцайте вечную весну. Только еще помните: неслучайно приглашение на мифотравную казнь, траурное солнце в варварской пустыне сжигает миражи, поэтому волк или Пушкин мелькнул – не важно, Словом внове возможно исцеляться и быть во Слове, написанном солеными и мертвыми мраморными чернилами.

    Екатерина РЕУТ
     
  4. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    Тусклые алавастровые гравиры

    Сто сорок седьмой фрагмент

    Маньеристы о Джесси вздыхают,

    Шелк дарят Саломее пажи,

    И резвятся еще, и порхают

    Азазели во маковой ржи.

    Белошвейкам царевн буржуазных

    Утром лядвия зло обшивать,

    Со афинских балов куртуазных

    Влечь в монарший альков пировать.

    Здесь игристые вина темнели,

    Здесь чернился на яствиях мел,

    И всеядные рты пламенели

    Меж шелками превитых Камел.
     
  5. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЧАРУЮЩИЙ ВАРВАРСКИЙ МУЗЕЙ

    В Москве и Северной Пальмире у всех на устах «Космополис архаики». Готическая сага неизвестного широкой публике автора покоряет обе столицы с феерической быстротой. Однако эта интеллектуальная феерия выглядит столь же странной, сколь дивно странной представляется сама книга. Возникают вопросы, на которые ответов нет. Всё здесь волшебство, быть может, магическая энергетика литературного произведения предопределяет его триумфальное шествие. Появившись в Интернете, космополис образовал вневременную вселенскую воронку и на его литературном поле мгновенно стали твориться чудеса.

    Если Бермудский треугольник, весьма возможно, таит загадку Атлантиды, территория «Космополиса архаики», соответственно, скрывает некую волшебную и магическую экспонацию явления художественной гениальности, как таковой. Кто попадает сюда, оказывается в параллельном мире, где привычные земные законы не действуют. Физику заменяет метафизика, а метафизические детерминанты купируются гофмановской волшебной вязью. Где-то звучат мистические флейты, окарины, их оттеняет легкий мелос цевниц, кимвал, порою вступают скрипки, время от времени доминируют духовые, иногда фортепиано. Впрочем, с точки зрения музыковедческой в космополисной ауре царит полистилистическое смешение, то Сибелиус, то Моцарт, а то и Бетховен, кажется, обрушивает мощь седьмой симфонии на венцы готического замка. Основание его на подземной глубине (осторожней, не встретить бы кошмарную птицу-человека), венечье в небесных пределах. Литературные гурманы получили к своим трапезным столам божественные нектары, амбрэ их расточается и манит, манит новых искателей философского камня. Действительно, Пильняк прав: смертельное манит. В нашем случае смертельное лишь эстетический троп, метафора. Гений улыбается, но леонардовская тайна в улыбке. Чего ожидать? Есть ли выход из лабиринтов мистической Вселенной? Ответствуй, когда творитель.

    Сам загадочный автор «Космополиса архаики», между тем, хранит молчание, не исключено, со стороны Тартара или Эдема наблюдая за происходящим. Он, вероятно, созерцатель по природе, слова лишнего не проронит. Тем сенсационнее прозвучали несколько десятков его слов, обращенных к Дмитрию Медведеву. По крайней мере, у критиков возникло доказательство: гениальный литератор есть реальная фигура, он материален и физически существует. Дальше тишина. Не проронить лишнего слова – великое искусство. На своеобразную внутреннюю замкнутость, цикличную камерность книги нельзя не обратить внимания. Такую манеру письма называли мистическим минимализмом. Дело не в терминологии. Молчание, невозможное молчание более всего поражает в «Космополисе». Зачем и говорить, сказано достаточно. Кроме фантастической музыки художественного речитатива удивляет эта тишина, становящаяся синонимом высшей гармонии. Пожалуй, текстуально сравнительный анализ с архаическим феноменом выдержит не всякая классика. Просил бы не считать сказанное аллегорией. О современной литературе лучше умолчать (либо хорошо, либо ничего), трюистический авангард ее не стоит мессы ни в Риме третьем, ни в иных парафиях Тартарии, не говоря уже о Стокгольме.

    Обнародовав свой труд, автор «Космополиса архаики» априори взял ответственность за русскую Музу, он отверг прежние каноны и выстроил новую каноническую художественную систему, эта каноничность для потомков. Сирены манили Одиссея, тот грезил золотыми рунами, магические камены архаики теперь манят всех и от сих благоуханных аонид нет спасения, ибо речь их – сама вечная музыка. Неводы брошены, Сирены поют. Где-то в заброшенном лесу блуждает человек-звезда. Прошел ли он земное до середины? Кто рядом? Какой Дант, какой Пилат Понтийский? Воин он, мироустроитель с порфировым сердцем и каково это – освещать небесным огнем руины сарматской Вальхаллы?! Не спи, не спи, Отечество, лишь чернь любить умеет только мертвых.

    Юрий ЛЮЦИАНОВ
     
  6. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятьсот четвертый опус

    Тушь коринфская мела белей,

    С темных вечности нимбов не сходит,

    Фавны пали, а всё Апулей

    Атраменты златые обводит.

    Краснозвездное лейте вино

    По устам ли, всемимо, камены,

    Испились мы и сами давно,

    Кровь слили на востребу измены.

    Кущ садовник превывел сей хмель,

    Виждь алмазность любви и коварство,

    Где за тридевять тленных земель

    Нас влекли в тридесятое царство.
     
  7. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков ЕСЕПКИН

    СИЕСТЫ У ГИАД

    Двенадцатый фрагмент

    В бельэтажах успенных каретниц

    И следить, венской школы флеор

    Одевает немеющих сплетниц,

    Шелест внемлют Готье и Диор.

    Бесит пурпур скопленья тартарских

    Крыс чумных, из помоек оне

    Ко столовым бегут, сеннаарских

    Яств алкают в игристом вине.

    Но, смотри, формалин пирочеев

    Залил барвой, стольницы с вином

    Отравленным горят и кащеев

    Талый воск дарит мраморным сном.

    Иды мертвые, ваши ли бирки

    Ноги рожениц днесь превиют,

    Плодов их, где черствые просфирки

    На вечерии слугам дают.

    Яд в фамильные царские мелы

    Затечет по шелковым устам,

    Станут потные биться Камелы,

    К ледяным нашим близясь перстам.
     
  8. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ГРАСС И ПАРФЮМЕР

    Времена, времена. Российская гуманитарная элита страждет, как пустынная чахлая оазисность. Ядовитым смарагдом наливается анчар, где-то маньчжурские кустарники зацветают, кипарисы миндального Крыма будят ассоциативные грёзы: уж не Винцент ли вновь жаждет вечной весны? Сверкает жизнь всеми красками, надежды возвращает. Бывает, эпоха входит в противоречие с природной и цивилизационной цикличностью, тогда могут назреть революционные, а не эволюционные ожидания. Если бы человечеству были известны ещё восемь евангелических историй, что стало бы с христианской догматикой. Едва не гамлетовский вопрос. И нужно- то людям немного, хлеб духовный и чья-то голубая кровь, за них излитая пред сапфирным Дьяволом. Элита страждет, вороньё взлетает с полос жёлтого ржевника над бедной головой Ван Гога.

    А ведь, ей-Богу, время радоваться и камни собирать. Не было ни гроша, да вдруг…Интернетовские порталы сегодня таят блистающую Звезду. Эта портальная Звезда - книжка, таких писалось множество, только вот не все равенствовали ауре вселенского Космоса. «Космополис архаики» в Инете являет собой некое чудо света, не восьмое ли? Писать об этой книге бессмысленно, её нужно читать, затем перечитывать, каждый здесь найдёт своё, от академика до простолюдина. Весьма правдоподобной выглядит сакраментальная теза: космополис пытаются замолчать новейшие фарисействующие квазиэлиты. Что печалитесь, Марк Анатольевич, выше голову держите. И вы, Юрский и Роман Григорьевич, порадуйтесь чуду, его на всех нас достанет.

    Труд воистину велик - и по духу, и по размеру, поставить рядом нечего, а коль поставите - сравните. Честное сравнение только на пользу. Не было ещё в русской литературе такого, скорее, не будет далее. И традиций нет в исторической ретроспективе, и мировой художественный субстрат ничего подобного не содержит. Весь космополис пронизан ароматом нагорных цветущих лугов, весной такое благо особенно пьянит. Страницы полнятся аурной благоуханностью, определим её как арому серебристых гортензий в астральном пурпуре.

    Мирра ФРИДМАН
     
  9. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    «БОЛЬШАЯ КНИГА» ПРОТИВ ГЕНИАЛЬНОГО «КОСМОПОЛИСА АРХАИКИ»

    В кого Лютер мог бросать чернильницы и вообще – зачем ими бросаться? Пусть протестанты ослабят слух «надмирной ватой», он бросал чернильницы в черем, по-иному, в адниц, ведьм, рогоносцев небесных верхотур, в бесноватых. Человечество, систематически отражаясь в глорийных зеркалах, выставляя для этого в авангард одно потерянное поколение за другим, трансформировалось ради спасения, в итоге сегодня практически некому прикрываться поликонфессиональными священными пергаментами. Некому, да и нечего прикрывать. Лавровые венки розданы губителям, убийцам. Давно пора с возможной откровенностью признать, этот мир принадлежит бесноватым. Все сакральные откровения (Иоанна Богослова и т. д.) о том же глаголят. Герои выбиты, хоры жалки и развенчаны. По одной из языковых реформ в русскую лексику плавно проникла часть речи «бес», заменившая обиходную ранее «без». К примеру, безсмертие – бессмертие. Вот вам и Кундера. Но такое нововведение лишь временная мелочь, сама проблема непомерно велика, по сути неразрешима. «Часть речи» Бродского столь ущербна, сколь вынужденно лукава. В письме лукавили самые выдающиеся мастера художественности и не только в письме, лукавили, чтобы выжить. Не выжил никто, избранные погибли. Но – время жить и время умирать. Ремарк недурно разбирался в вопросах обречённой героики, особенно с рюмкой арманьяка или бокалом рейнвейна в руке. Достаточно, достаточно и с лихвой певцов потерянных поколений, многие стали бессмертными, пав на полях литературной брани, уничтожив себя водкою и спиртом ангельской пробы в барочных особняках, истребив навечно блуждающие мёртвые души, рвущиеся к вселенской рампе. Смотрит ныне Алексеев на Станиславского, а Виктюк – в то самое зерцало, незачем играть, вернее, поздновато играться, заигрывать, расчёт мгновенен, расплата неотвратима: всякому в уши вольют белену. Ибо отравы в избытке, яд приготовлен для геройствующих лицедеев – принц Гамлет, спокойно спи. Когда б милому Ремарку можно было теперь поднести рюмку пурпурного арманьяка, он, следуя правде лицедейского искусства, поднял бы её за автора «Космополиса архаики», возможно, они упились бы о д е с н о. «Одесно» -- одно из определений, тиражированных в великолепной книге, воистину соблазнившей русскую лексическую системность (бессистемность) архаическими миражами абсолютистского величия. Кстати, «чермы» также введены в великосветский словарь Есепкиным, этимология слова, думается, такова: черема – смуглянка (несколькими веками ранее), значит, черма – чёрная, тёмная. И кто ж это? Ведьма, адница (посланница Ада) и т. д. У адников, всех неисчислимых гоблинов, троллей, нетопырей здесь вполне определённая миссия, они истребители, палачествующее воинство тьмы, проводники Ада и сапфирного Князя, они вершат приговоры, их индульгирует убиение Героя.

    Есепкин сочинил монументальную сагу о потерянных поколениях. Сага вне времени, эпохально не соподчинена Истории. С такой нечеловеческой мощью вселенское Зло, мировое предательство никто не препарировал, посягавших на брутальный эксперимент удавалось своевременно остановить тем самым проводникам. Автор «Космополиса архаики» сумел как-то (неясно как) обмануть адовые армады хотя б в письме, заключив наиболее реальных из всех сущих на земле существ в литературный полис. Частью бестенные, частью бестелесные, частью цветущие телесно они буквально кишат в дивном Городе, пытаясь искушать в сумерках, при полнолунии либо полном затмении новых парфюмеров, подвигая их ко вхождению в адские легионы, алы. Огненные колесницы летят, в империалах и рыдванах мелькают черемные рожицы. Сочетать героическую песнь во славу потерянных поколений с поэтически безупречным экспонированием вселенского иудства, казалось, немыслимо, Есепкин достиг потрясающего эстетического эффекта. Чермы не могут вырваться наружу, т.к. заперты в серебре и пурпуре, книжный текст их не отпускает, довлеющее серебро парализует сознание, а пурпур (превалирующие в «Космополисе архаики» цвета) бесконечно регенерируется из крови жертв. Читайте «Кровь и вино сего певца», «Сребрите мёртвых панночек невзрачность», прочие статьи о возрожденческой книге, предмет авангардного ажиотажа стоит мессы, пусть хотя валькирической мессы в Христиании. Созвучность града с именем Спасителя также неслучайна, в «Космополисе архаики» случайных допущений нет, незримое присутствие Мессии лишь даёт возможность на время, на миг сдержать ведьм. Недаром автор где-то вначале прощается с венецианским честным зерцалом, дале грядут бои без правил, может быть, поэтому «Катарсис» и открывает песнь, после окончания которой не будет ничего. Книга целиком состоит из художественных обретений, её лексическая невообразимость определяется невообразимостью содержания. Внутренняя симметрия, меж тем, не идентична гармонии нагорных догматов, Есепкин, скорее, печалит идущих за ним, в апофеозе – Гибель. Вероятно, чествование Героя, бесконечные оды героике, панегирики «безсмертию» души и Смерти на земном поприще являют сущностную парадигму потусторонней саги. Даже случайно возникающий в полисах герой-одиночка не в состоянии уцелеть, его равно убьют призванные к убиению. Бесчисленные адники не просто двуличны и двулики, они многолики и невидимы, их нельзя типажировать, поведение их не контролируется. Когда спасение грядёт, следует решающий удар, уста отверзаются и чёрная жаба с трутью выпрыгивает наружу. Улисс действительно должен умереть. В абсолюте – погибнуть. Героика «Космополиса архаики» не только потрясает, она подаёт надежду, преподаёт урок. Ясно, коллекционера приведений убьют, однако их морочное наваждение проникает и отравляет миазмами, пожалуй, определённое замкнутое пространство, территорию Земли. Яд смертелен, яд вольют в ушную раковину (см. «Солярис»), изменить ситуацию не дано ни Мессии, ни плачущей Богоматери, ни Б-гу-Отцу. Что воспоследует по гибели – загадка, безответная загадка. Здесь с бесноватыми нельзя договориться, их нужно избегать, здесь их мир и вселенная. Непродолжительное нахождение рядом погибельно, людям воистину нельзя быть рядом с оборотнями, пусть оные выряжены в белые одежды. Казнь состоится в благоухании великолепного Божиего зарева (августа), месяц хорош для ухода в затмение, для вспыхивания в мозгу, сознании пурпурно-огненных К. Ещё один вечный маячок – мёртвые чермы в «Космополисе архаики» поселены в архитектурные порталы, таковые ниши как раз отличают эпохальные реалии, ведь сам ад в книге архитектурен, разве аннигилированные чермы-нигилистки манкируют холодными сумрачными пантеонами, в мраморных подвалах и анфиладах коих свалено в безобразном беспорядке самое вселикое Зло. Обнаружится раненый герой – они восстанут и восстенают, довольно одной капли крови лазурной.

    Эд ТАРЛОВСКИЙ
     
  10. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЕСЕПКИН. ПЛАЧ ПО ОТЕЧЕСТВУ

    …Вечная весна стояла в убранном аттическими смарагдами парке, медленно перемещались ломкие силуэты, вот мелькнула тень Командора, а вот, дыша духами и туманами, Незнакомка с Миррелией скользнули в сторону арки широко открытых врат-брамин. Этот парк, где мальчик с лебедем, оба во мраморе, встречали каждое новое утро, был назначен для плачущих тайком и музоизбранных певцов. Сюда, сюда заходил по утрам Слагатель странных трагических канцон. Пробовал он писать гекзаметры, пробовал терцины, перешел на четырехстопный ямб, но вскоре изобрел новое письмо и не пожелал иного. Слагатель (тому есть свидетели) подолгу о чем-то беседовал с Ключиком (Юрием Карловичем) и прихрамывающим Нарбутом, иногда к ним подходили Бабель, Мандельштам и даже Багрицкий.

    Всё вероятно так и начиналось. Или завершалось. На создание «Космополиса архаики» ушли многие годы, по свидетельствам, опубликованным в Интернете, начинала слагаться великая готическая сага обвального времени в Ботаническом саду и Том самом парке довольно уютного Города. Здесь всегда было немного интеллигенции, еще меньше знатоков и ценителей поэзии, однако в одной из крупнейших европейских библиотек перманентно «на руках» числились раритеты советской эпохи, в их числе Анненский и Случевский. В «Космополисе архаики», отринувшем существовавшие прежде традиции, все-таки возможно уловить нежный и тонкий аромат поэтического Серебряновечья, хотя, отдаляясь во времени и пространстве от прелестного тихого парка и тонущего в верхних зеленых анфиладах садового шестигранника, великий Слагатель реквиемных архаических фрагментов одномоментно покинул и коридоры русских поэтических академий. Его мовизм другой, не катаевский, готическая антуражность лишь слегка притушила трагический пламень возрожденческого накала.

    Эпохальный «Космополис архаики», не имея по сути очевидных семантических, этимологических корней, звучит столь же современно, сколь современно могут звучать Гендель или Гуно. Лингвистическая феноменальность книги заставляет вспомнить тяжеловесное начало русского поэтического восхождения, меж тем Тредиаковскому и Ломоносову не удалось выйти в ноосферу. Есепкин выход совершил, утвердив окончательное доминирование архаического лессировочного письма над легкостью необычайной пушкинской строфики. Муаровая бумага должна бы не выдерживать сего веса, выдерживает ли? Литературный памятник эпохи, по интернетовским сведениям, не издавался, если правдивость подобных сведений подтвердится и не станет оспариваться прикормленным писательским двором, России не избегнуть очередного исторического позора – вершинное произведение уйдет за пределы тартарийские, как уходили ранее гениальные философские и литературные фолианты.

    «Космополис архаики» (в чем нет абсолютно никакого сомнения у образованного элитарного авангарда) ждет мировое триумфаторство. Останется Россия в стороне, уйдет с пиршества величия духовного – ее выбор. Благо, в нем народ не принимает участия, новые и новые тысячи благодарных читателей находят в Интернете великие тексты, изучают дивное смертоимно-тяжелое письмо Мастера и ждут. А мальчик с лебедем уж порхнули из шафранового Требника Гения в мир вечной весны, которая случается по Смерти.



    Александр ЗЛОБИН
     
  11. Буква Z

    Буква Z Пользователи

    Регистрация:
    21.11.2011
    Сообщения:
    1.561
    Симпатии:
    146
    Адрес:
    Петербург
    Больше 10 тыс. просмотров !!!!!!!!!!!
     
  12. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Четыреста пятьдесят восьмой опус

    Мел стекает со шелковых лиц,

    Милых отроков чествуют взглядом,

    Век паяцев и падших столиц:

    Славен пир алавастровым ядом.

    Звезды мертвые имут иль срам,

    Кто юниде ответствует пленной,

    Ирод ждет нас к себе по утрам –

    Вишни есть в сукровице тлеенной.

    Всех оплакала твердь Сеннаар,

    Шелк ужасен о персях Аделей,

    Се и мы без высоких тиар

    Меж порфирных лежим асфоделей.

    Четыреста пятьдесят девятый опус

    .

    Хоть с Гекатой в фамильный подвал

    Опустимся: июльские вина

    Блещут златью, где мраморник ал

    И надежды пуста домовина.

    И кургузая Цина ужель

    Не хмелеет со крови, решится

    Яко розами выцветить гжель,

    Вечность адских чернил устрашится.

    Но, Гиады, не плачьте, август

    Желтой вишней фаянсы литые

    Оведет – мы из пламенных уст

    Выльем яд на столы золотые.
     
  13. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    ЖИЗНЬ ЕСТЬ СМЕРТЬ

    Нездешними цветаевскими вечерами в музодарном замке звучит орган. Алмазные донны и мёртвые панночки из Малороссии слушают молча, кружатся в странных танцах, веселия алчут и веселятся. За клавиатурой Гендель. Многие тени великих бывают здесь, навещают монастырскую обитель. Покой и воля. А что ещё нужно львиному сердцу и мёртвой душе? Да ничего. Отзвучат фуги, выйдут под сиреневый абажур изысканные чтецы, начнут удивлять псаломами успенных прелестниц арамейских и диканчанок. О чём это я? В «Жертвоприношении» такие слова срываются с губ обречённого героя, бытового слушателя баховских кофейных кантат. Он повинен смерти. И все повинны. Так о чём я?

    Сложно определить, но возможно подсказать, где выход из тьмы египетской. Прочёл на сайтах о «Космополисе архаики», нашёл книгу, начал читать, признаюсь, без особого интереса. На том и попался. Это действительно - мраморная ловушка, по крайней мере, для ценителей русской поэзии. Критика теперь обрела хлеб насущный на времена нынешние и присные, пусть блещет метафорической риторикой, иным софистам в укор, пусть венских риторов побеждает. Вообще, совсем нет желания каким-либо образом участвовать в литературоведческом анализе структуры книги, впечатление столь сильное, что, право, и неважно вовсе: как воспримут шедевр критика, литературоведение, королевская рать теоретического сектора словесности. У России появился выдающийся художник. Если автор «Космополиса архаики» материален, он воистину велик. Нельзя написать подобный феноменальный текст и не сгореть в бледном огне гениального Слова. Подлинное слово всегда огонь, жертвенный и мистический, поскольку неясен дар творца, неясно, кто стоит за ним, кто, либо что направляет духовную латентность в мир, принуждая мир к приятию самого благодатного огня и последующих метаморфоз.

    Конечно, мировая литература даёт многочисленные варианты, берите, кто желает, благо, время отсеяло золотые зёрна избранничества от плевел художественной рутины. Удивительно другое, обычно современники не балуют современников, поди разбери - где великий Буонаротти сидит, а где маскирующийся профан. «Космополис архаики» маски срывает, надевая на всех одну - Маску Красной Смерти. Вот вам и маскарад, коль желали веселья. Безусловен лейтмотив книги: мировое предательство бесконечно препарируется, музыка обращается в «трупный» материал, потом вновь становится гармонией, но совершившие грехопадение, девятикруговые адские предатели уже в узнаваемых желтушных хламидах. Они могут идти на бал, в замки, монастыри, могут веселиться с жертвами и сторонними, не могут одного только - быть прежними. Художник выжигает клеймо, наперсник пироносного античного разврата виден издали, и уж наше дело: радовать его неведением, потчевать золотистыми плодами со столов (Саррот иль Павича), брезговать общением в случае бытийности нонконформистов. «Космополис архаики» возносит читателя к небесам обетованным, обещает потерянный мильтоновский рай, манит смертельным цветовым поликолором, литургикой священной весны.

    Непременный участник пиршеств нарицательный Ирод-царь, он был в истории фигурой, в книге стал знаком. Все прощают всех, если равны, а избранные в нашем мире лишь жалкие тени, посему - вечерейте с Иродом, кто подобен человеку.

    Святослав РЕЙНХАРТ
     
  14. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.601
    Симпатии:
    392
  15. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    НОВЕЙШИЙ АПОКАЛИПСИС

    Кажется, сам Агасфер, либо Мельмот-скиталец решили посетить виртуальное пространство Интернета. Неизвестный автор в порфировой тоге оставил здесь на вневременное хранение книгу готических стихотворений «Космополис архаики». Если он действительно реально существует и если смог, пребывая телесно в одной из постсоветских деспотий, сотворить упомянутое монументальное полотно, причём, вероятно, гениальной шутки ради, выставить его в качестве скоморошьего лота на царский аукцион, - вечная глория безумцу. Какие ангелы пропоют ему осанну? Печальна участь героев, завершивших путь, обронил Муркок. Ясно, после «Космополиса архаики» новое письмо вряд ли возможно. Наиболее очевидной представляется гипотеза о мистическом знамении художника. Античный титан подал сигнал миру лавочников. Сегодня их время, камни давно не собирают. Собор «Космополиса архаики» поистине нерукотворен, он будет духовным памятником отнюдь не великой эпохи. Ни камешка не изъять из монументального строения. После Советов и новейшего российского литературного позора явление вершинного художественного произведения у многих ассоциируется с миражом пустыни Тартари, с оптическим обманом. «Космополис» столь величествен и безупречен, что впору действительно усомниться в его реальности. Гениальный поэтический эпос за миги покорил главную твердыню - ледяное народное сердце. Художническая лавочно-замковая богема может молчать, а народ уже не безмолвствует, со «смертною дрожью» (Гумилёв) внимая магнетическую ауру трагического требника. Бытует определение: истинное даётся без усилий. В нашем случае оно опосредованно. Написать «Космополис архаики» мог лишь абсолютный творец, атлант, ослепший вместе с Гомером. А, возможно, здесь и разгадка мистичности, нереальности книги: великий певец с содранной, как у Марсия, кожей уловил смертоносную угрозу времени и явил миру свой Апокалипсис, выдержав не МХАТовскую паузу, но тартарскую античную цезуру.



    Вероника САРНОВА
     
  16. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4


    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Девятьсот пятый опус

    Ядъ прелестницы выпьют ночной

    И положат веселию длиться,

    Эльфы в башнях юдоли земной,

    Где возможно увечным целиться.

    Небокрылые духи войны

    Се горят во асийской старизне.

    Вселегки о Петрополе сны,

    Их ли помнить у Клио на тризне.

    Расточатся худые щиты,

    Мел от гипсов по темным аллеям

    Истечет и желтицею рты

    Нам зальют, потакая лилеям.
     
  17. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    СМЕРТЬ В АРХИВЕ

    Появление «Космополиса архаики» в Интернете объективно может рассматриваться как восьмое (или новое) чудо света. Если подобного уровня книга – по информации на сайтах – до сих пор не издавалась, Отечество наше явно нуждается в срочном и, возможно, длительном лечении. Г-да, несите серебряный колпак, дабы обозначить больного. Ах, боюсь, неизлечима эта болезнь, эта странная амнезия. Скорее принца Гамлета полюбим за его мучения, нежели своего гениального соотечественника. Поспешил Шахназаров со съемками «Палаты №6», мог бы, при учете невероятной столичной славы книги всемирной готики, усилить аллюзионный ряд. Когда Жириновский прошел в Думу, кажется, Юрий Карякин первым изрек: Россия, ты одурела! А ведь так оно и есть, очевидное восклицание, «низы» за последний десяток-другой лет постигла крайняя степень помрачения духовного, но что социальное основание, маргинальный социум, иерархическая конструкция-пирамида поражена едва не насквозь.

    Крайне удивительно иное, в эпоху расцвета махровой антидуховности, бескультурия, общей астенизации интеллектуализма «Космополис архаики» все-таки дошел до своего читателя, видимо, пепел Героя-мученика еще стучится в сохраненные сердца. Убогий ассортимент издательских корпораций, то скудное меню, которым они прельщают или тщаться прельстить читательские массы, в состоянии похоронить и засыпать маргинальной золой не одну Помпею. Есепкин, вышедший ниоткуда с любовью, небрежно украсил книжную стольницу царскими яствами. Естественно, такое изобилие рассчитано на тонких гурманов, да и оным стоило б основательно поголодать и приготовиться к райской трапезе. Впрочем, с проблемой художественного голодания у нас полный порядок,. здесь, увы, все в ажуре, ибо, повторимся, отечественный книгоиздательский фарш способен принципиально загубить духовное здоровье нации. Зайдите в несколько столичных книжных магазинов, если давно там не бывали, сами убедитесь в правдивости сказанного. Классика, разумеется, не в счет, а помимо классики на витринах и прилавках чахнет скудоцветно ядовитый набор бумажных сорняков, средь них Анчар обрадует, по крайней мере – достойная отрава. Чем объяснить этот катастрофизм? Ну, понятно, в издательствах сидят не Шекспиры и Шиллеры, понятно, их боссы заинтересованы в личном, а интеллектуальные издатели – иль таковых уж нет в помине!? В руки плывет гениальная вечная рукопись – и молчание ягнят, закланного агнца не узнающих. Банкир Лебедев пошутил: сегодня в Москве за 100 тысяч долларов никто и не чихнет. Он знает, засим говорит. Тем невероятнее и необъяснимее успех произведения, на которое не поставит «денежный мешок» и люмпен.

    Величие «Космополиса архаики» теперь не оценивается всерьез, моветон. Книгу либо не замечают (уязвленные коллеги), либо восторженно цитируют. Есепкин априори вместе с великими творцами человечества, литературная история сего дня его касается в опосредованной форме и мы не знаем, насколько язвительно касание хищно-ледяного жала забвения и Смерти. Забвенность и неприятие Спасителя-духовника – в русском менталитете. Стоит бросить камень – то ль блудница падет, а то Мандельштам. Мертвые души загубленного общества гениофобов никак не пробудятся от порочной летаргии. И здесь по Фрейду: вытеснение истины. Достохвальный Берлага продал Скумбриевича не в интересах истины, а в интересах правды. Мелкое, мелкое время, жалкие коллизии, дешевость всюду. Кому Азазелло поднесть яду, кого и спасать! Мастер заслужил покой, когда не свет, но такой покой Россию, к царским подаркам не годную, позорит. Мастер еще ждет, идите и спасайтесь в сиреневых архивницах, вместилище Книги о вечной весне, Книги, вечности обреченной.

    Георгий СУВОРОВ
     
  18. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    О ПАТРИЦИАНСТВЕ

    Искусство вечно, а все дороги сегодня ведут в Третий Рим. Здесь литературная сенсация, значит, здесь на некоторое время образуется центр Вселенной. Мириады солнц блещут в ней, мириады черных дыр разливают мглу, одно из светил сияет на интернетовской окраине. Впрочем, Земля, по свидетельству астрономов, церковью отчасти подожженных, пребывает на вселенских задворках, где и вращается. Не часто ее посещают избранники небес. Перельман доказал недоказуемое, Есепкин создал новую эстетическую систему ценностей. Его «Космополис архаики» сейчас определенно сделался интеллектуальным магнитом, неким симбиозом энергий светил и черных провалов, он втягивает, лишает надежды на выход и одновременно дарует прозрение.

    Книга такого масштаба в русской литературе явно стоит особняком. И подойти ближе как-то жутковато. Несть Георга Пятого дать приговор, цари потравлены собачьими сворами (Рим сгорел, но да здравствует Рим!). Пусть Колизей созерцают убиенные святые и их губители. Други, однако, читательский поток только возрастает, их уже сотни тысяч, повторим, при том, что книжка находится в периферии сети (антидогмат экзистанса). Вообще с «Космополисом» одни загадки связаны, флеор таинственности вряд ли развеять современникам. Ясно, что по художественной мощи готическая эпопея никак не сравнима с текущей литературой. Торжество бездарности усиленно поддерживается столь же безответственными издательскими корпорациями. Степени их идентичны. Сегменты российского книжного рынка строго разграничены, повсеместно доминирует квазилитература. Сей эрзац пользуют миллионы читателей, просто поразительно, как при таком истребительном воздействии реальной среды чудесным образом сохраняется часть читательской элиты.

    Естественно, «Космополис архаики» рассчитан на элиту, но он в равной мере доступен всем, думается, поэтому мгновенно завоевал аудиторию. Еще один знак и урочество Византии. На фоне валькирических полетов литературно-вороньих стай (их тьмы) более или менее грамотные версификаторы смотрятся выигрышно. Это наша национальная трагедия, пока художественное слово ассоциируется с тем, что находится чуть ниже уровня канализации, римлянами изобретенной, печальна и тяжела участь недоистребленных социумных кругов. Мыслящий тростник в смертельной опасности, г-да, не верьте слову лукавому, в помощь зовите Шиллера и Гете. «Космополис архаики» дает воистину патрицианский урок невеждам и их старшим литературным братьям и сестрам, являя героический пример зиждительства во времена пифического мракобесия, всеместного лукавства. Зачем предавать анафеме, просто предавать дарителя Солнца? Зависть сиречь невозможность простить интеллектуальное доминирование давно синонимична иудству. Помните, в булгаковских «Записках покойника»: «Шекспир, Лопе де Вега и ты». Ликоспастов и компания в принципе маются зря литературной шабашкой, не их это занятие, все в Тетюши, в сад, кысь. Читайте уж «Турецкие гамбиты», а других сочинять не извольте. В «Космополисе» тысячи урочных знаков: остановитесь, невежды. Мир не избавить предательской конвергентности, единично спасайтесь в духовном космосе. Путь означен, можно уцелеть и в адском окружении. Критика, горбатая с зонтиком падчерица муз, не в состоянии классифицировать новую художественную системность (одни лингво-лексические новации поражают невиданным трансформативным потенциалом, архаическая речь книги легко побивает приснославных футуристов, иначе говоря, близкий к церковнославянскому тезаурис Есепкин наполнил внеформатной лексикой, которая воздействует неотвратимо).

    Эстетическая значимость выдающегося произведения грандиозна. Мертвые пчелы превращают духотворческий мед в Солнце, нежизненный золотовечный арт вкупе с мраморным авангардом века Серебряного великий патриций устанавливает где-то на верхних ярусах мирового художественного собора.

    Лев ОСИПОВ
     
  19. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.601
    Симпатии:
    392
    Ув. Bojena, ни в коей мере не подвергая сомнению художественной ценности творений Я. Есепкина, а также, его комментаторов и апологов, тем не менее осмелюсь сообщить, что есть предположение (и не вполне необоснованное), что его творчество в значительной степени ... коллективное. На пару с программой, комбинирующей рифмованные строки.

    Припоминаю, что были такие - весьма примитивные, но это было 20 лет назад. С тех пор всё значительно (!!!) усовершенствовалось. Читаю его доступное и сомнения не покидают меня... Теперь и художники не гнушаются компьютеризацией.

    Как рассеять сомнения?
     
    Последнее редактирование модератором: 2 янв 2013
  20. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    689
    Симпатии:
    4
    Яков Есепкин

    На смерть Цины

    Четыреста пятьдесят шестой опус

    Разливай хоть червницу, Винсент,

    Парики серебристые с клеем

    Увием и закажем абсент,

    Как над стойками тайно белеем.

    Не Крещение ль сех молодит

    Меж снегурочек пляшущих ведем,

    Вновь за нами Геката следит,

    Ах, с балов мы теперь не уедем.

    Вейтесь, Иты, успенной воды

    Легче кровь, те меловые пудры

    Хвоя выбьет -- и в сени Звезды

    Сами будете все златокудры.

    Четыреста пятьдесят седьмой опус

    Волны, волны, плещите у врат

    Виноградных иль Сузских о нети,

    Черву пьем, с мелой Идам карат

    И забросить ли в амфоры эти.

    Набегайте, двоитесь, февраль

    Чары любит и пламень морочный,

    Будет звезды чеканить мистраль --

    Пренесемся во холод барочный.

    И не цвесть глинодержцам сеим,

    Запечется кровавая пенность,

    Мы букетики тусклые им

    Всем собросим -- каждите временность.
     

Предыдущие темы