О методах и принципах ведения информационной войны. Медиа-манипулирование общественным сознанием.

Тема в разделе "Общественное мнение жителей города", создана пользователем zolotnik.u, 18 апр 2014.

  1. zolotnik.u

    zolotnik.u спектатор

    Регистрация:
    08.08.2009
    Сообщения:
    19.511
    Симпатии:
    7.802
    Адрес:
    деревня Малиновка
    Профессор МГИМО, специалист по медиа-манипулированию Валерий Дмитриевич Соловей:

    . .
     
  2. Люблинская

    Люблинская Пользователи

    Регистрация:
    12.01.2014
    Сообщения:
    1.980
    Симпатии:
    185
    Адрес:
    Киев
    Очень толковая лекция. Только мне кажется он ошибается когда говорит, что все хотят относится к большинству, скорее большинство желало бы относится к большинству, но не все. А может он просто не точно выразил свою мысль.
     
  3. Тетя Нюра

    Тетя Нюра Пользователи

    Регистрация:
    27.03.2011
    Сообщения:
    15.090
    Симпатии:
    2.730
    Кстати. А откуда взялась фраза "Москалей на ножи" ?

    Т.е. когда и из какого источника она появилася?

    телек-то почти что и не смотрю
     
  4. zolotnik.u

    zolotnik.u спектатор

    Регистрация:
    08.08.2009
    Сообщения:
    19.511
    Симпатии:
    7.802
    Адрес:
    деревня Малиновка
    Из какого места в лекции воспоследовал этот вопрос, теть Нюр?
     
  5. raube

    raube Зануда, не задолбаю, так согреюсь

    Регистрация:
    22.03.2014
    Сообщения:
    481
    Симпатии:
    27
    Адрес:
    КолпИно, пригород ПетрапОлиса
    Получил удовольствие от просмотра лекции. Конспектировал. Однако така.

    Пришел к выводу, что

    Хорошо с кияночкой выпить граммов сто.

    Можно и с бендоровцем, но уже не то.
     
  6. Оно

    Оно Пользователи

    Регистрация:
    22.06.2013
    Сообщения:
    336
    Симпатии:
    49
    Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию того, как можно изменить отношение общества к вещам, которые раньше считались абсолютно неприемлемыми.

    Технология получила название «Окно Овертона».

    — Согласно Окну Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

    Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие.

    Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

    Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

    Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое:

    Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

    Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

    Технология

    Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

    Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

    Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление.

    Первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

    У нас ведь есть свобода слова.

    Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

    Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

    Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

    Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

    Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

    Во-первых, это ещё один факт высказывания.

    Во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

    Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

    Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

    На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

    Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

    Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

    Нет больше каннибализма.

    Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

    Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка.

    Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

    Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

    · «Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

    · «А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

    · «Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

    Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

    После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

    Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

    · «Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»

    · «Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»

    · «Есть люди, желающие чтобы их съели»

    · «Антропофилов спровоцировали!»

    · «Запретный плод всегда сладок»

    · «Свободный человек имеет право решать что ему есть»

    · «Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»

    · «А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

    В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

    Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабуирования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

    При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

    «Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

    Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

    Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

    Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!».

    · «Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

    · «А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

    · «А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

    На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

    Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

    Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

    Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников посредством создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

    · «Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

    · «Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

    · «У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

    · «Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

    · «Их так воспитали» и т.д.

    Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

    «Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

    К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

    Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

    Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

    Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

    Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.

    Как сломать технологию?

    Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

    Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

    Нет табу.

    Нет ничего святого.

    Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

    Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания.

    На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие общество от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

    Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

    Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

    Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы.

    И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. (с)
     
    1 человеку нравится это.
  7. pamella

    pamella Свободу эльфам! Зарплату модераторам!

    Регистрация:
    03.08.2012
    Сообщения:
    14.908
    Симпатии:
    3.849
    Прочитала. Очень интересно и достаточно правдоподобно написанно. О многом сама задумывалась, но так точно бы не сказала. Хорошая статья, спасибо.

    Вспомнился на эту тему анекдот:

    - Абрам Моисеевич, почему вы хотите уехать? Что вас не устраивает?

    - Меня не устраивает ваше отношение к гомосексуализму!

    - А какие проблемы, мы же достаточно толерантны.

    - Послушайте, при Сталине за это расстреливали, при Брежневе - принудительно лечили, сейчас это вошло в норму. Так вот, я таки хочу уехать из этой страны, пока это не стало обязательным!
     
  8. петербуржец

    петербуржец Пользователи

    Регистрация:
    05.07.2011
    Сообщения:
    11.988
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    санкт-петербург
    Да методы манипулирования давно известны.. Ещё до Геббельса..

    Через СМИ, газеты, телевидение , кино, навязывается обществу та или иная правительственная или неправительсктвенная идейка, которая восхваляется вовсю, параллельно оппозиционное мнение жёстко осуждается, вплоть до преследования.. А оппозиционеры причисляются к врагам народа.. Вот и манипулирование...

    Какая идейка сейчас навязывается народу через ТВ и СМИ: капитализм, демократия и воспевания грехов стяжательства с развратом.. Гнилая идейка, вообще-то.. Не смотрите ТВ и не читайте газет..
     
  9. viola349

    viola349 Пользователи

    Регистрация:
    11.01.2008
    Сообщения:
    20.577
    Симпатии:
    807
    Грани.ру убиты. Вот так ведутся информационные войны.
     
  10. raube

    raube Зануда, не задолбаю, так согреюсь

    Регистрация:
    22.03.2014
    Сообщения:
    481
    Симпатии:
    27
    Адрес:
    КолпИно, пригород ПетрапОлиса
    Природа человека такова, что толерантность присуща этносу не на всех стадиях этногенеза. Поэтому в некоторых странах на определенные темы никому не дадут даже рот открыть. Язык отрежут вместе с головой. В других странах жители просто не поймут того о чем им говорят. А вот в толерантной стране Окна Овертона сработают. Но ведь толерантность проявляется у таких этносов, где пассионарность населения ниже плинтуса.
     
  11. петербуржец

    петербуржец Пользователи

    Регистрация:
    05.07.2011
    Сообщения:
    11.988
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    санкт-петербург
    Не совсем.. У любой нации, как и у любого человека, есть определённые границы терпения, за пределами которых наступает нетолерантность.. Навряд ли хозяева воспримут толерантно, если скажем их гости у них дома напились, насвинячили и перебили посуду.. А ведь свою страну народ может воспринимать как свой большой дом, а к чужакам издавна относились достаточно нетерпимо.. :unsure:
     
    Последнее редактирование модератором: 21 апр 2014
  12. raube

    raube Зануда, не задолбаю, так согреюсь

    Регистрация:
    22.03.2014
    Сообщения:
    481
    Симпатии:
    27
    Адрес:
    КолпИно, пригород ПетрапОлиса
    Толерантность и терпение суть вещи разные. Толерантность суть отсутствие реакции на раздражитель, типа, а нам все равно, что сметана, что другое. Терпение же суть субстракция накопительная. В оной раздражитель аккумулируется, как вода в стане. А как до краев стакана дойдет, то уж каждая последующая капля будет через край выплескиваться, будь то сметана, будь другое вещество.
     

Предыдущие темы