О покаяние Православие

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 10 мар 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЯНИЯ И ПРИМЕРЫ ЕГО

    Храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

    Из великопостных песнопений

    Призыв к покаянию был первым призывом, первой проповедью Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Цар­ствие Божие» (Мф. 4, 17).

    Но, может быть, усиленное покаяние нужно лишь для больших грешников, а не для нас?

    В Евангелии есть одна, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не правед­ников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

    И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками — блудницами и мытарями, и менее с те­ми, которые строго исполняли закон Моисеев, — с книж­никами и фарисеями.

    Почему же Господь не хотел иметь дело с «правед­никами»? Потому что те, кто почитали себя «праведни­ками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, т. е. грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы, благодаря полному отсутствию сознания своей греховности.

    Вполне «праведников» вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно не­потребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3).А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трез­вении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. Гнев на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обетовано воздая­ние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждал­ся бы в покаянии?»

    А вот что пишет о том же о. Александр Ельчани­нов: «Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш неве­лик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире — ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное дей­ствие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство — важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому все самое малое должно соответствовать само­му главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрач­ной «праведности», пожалеем свою бедную, опозорен­ную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и сознаем для себя необходимость в де­ятельном, глубоком покаянии.

    Итак, в покаянии нуждаются все люди без исключе­ния: все больны, все в духовных язвах.

    Как пишет прп. Исаак Сириянин: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несо­вершенно. Посему то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

    Этим можно объяснить духовный парадокс, который так формулирует архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий: «Чем выше человек нравственно, тем сильнее в нем сознание своего недостоинства и тем обильнее его покаянные слезы. Таков, например, прп. Ефрем Сирин, творения которого — почти непрерывный плач, хотя носят на себе неизгладимые следы небесной радо­сти, присущей всякому истинному праведнику».

    Отсюда особенно больными и трудноизлечимыми надо считать тех, которые в самообольщении не считают себя больными, почитают себя если уж не «праведниками», то, во всяком случае, не какими-либо «большими» греш­никами.

    Таким образом, чтобы исцелиться, надо прежде всего почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче, т. е. признать свою греховность. Без признания ее че­ловек болен безнадежно и находится в горделивом са­мообольщении. Христос — Врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах, и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороть­ся с грехом. Но что такое покаяние?

    Вот определение покаяния прп. Исаака Сириянина: «Значение же слова покаяния, как дознали мы из дей­ствительного свойства вещей, таково: оно есть прибли­жающееся к Богу неослабное прошение с исполненною сокрушения молитвою об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего. Покаяние есть корабль души, на котором она переплывает и спасается в мыс­ленном море греха».

    А еп. Игнатий (Брянчанинов) так определяет пока­яние: «В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Искупителе».

    Таинственен процесс покаяния души. В нем мы открываем перед Богом язвы своей души и скорбным духом и болью сердечною свидетельствуем, что мы со­знаем их, ужасаемся их безобразию и просим об исце­лении этих язв и прощении грехов.И чем глубже сознание грехов, тем чище омывается душа в слезах покаяния. Таким путем шли все те, кого Церковь почитает святыми и праведниками. И лишь идя этим путем, «узким» и «тесным», путем нищеты духов­ной и глубочайшего покаяния, возможно спасение души.

    Епископ Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом:

    «Всякий, усиливающийся взойти на брак Сына Бо­жия не в чистых и светлых одеждах, устраиваемых по­каянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон во тьму кромешную — в бесовскую прелесть.

    Покаяние и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение и болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Бо­жия, страх Божий — все это суть дары Божии, дары высокой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получе­ния их получение последующих даров — невозможно».

    «Как бы ни возвышенны были наши подвиги, — ска­зал св. Иоанн Лествичник, — но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщет­ны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истреб­ляет грех и рождает смиренномудрие».

    Но из чего же составляется процесс покаяния? Ему предшествует понимание разумом нарушения нами за­поведей Божиих. После этого следует испрошение про­щения у Бога, а также и у человека, если грех был связан с виной перед ним. Но это еще не есть покаяние.

    В дополнение к признанию своего греха мы должны понести труды покаяния — покаянные молитвы и, мо­жет быть, для физически здоровых — поклоны, пост, воздержание и т. д.

    Но и это все еще не есть достаточные признаки полноты покаяния. Можно все это выполнить, а все же не покаяться, не примирить с собою Бога, не получить Его прощения и возвращения в сердце Святого Духа и полноты Его благодати.

    Истинное покаяние зарождается глубоко в сердце. В нем должны появиться стыд за грех, ощущение грязи на своей духовной одежде, отвращение к своей склонно­сти ко греху, оскверняющему душу отвратительной не­чистотой и омерзительным запахом.

    И вот, когда душе нашей станет тяжко от этого за­паха и нечистоты, когда мы начнем презирать себя за свое душевное безобразие, когда мысленно падем перед Богом, простирая к Нему свои руки с просьбой о проще­нии и помощи, когда мы, по выражению старца Силуана, «сойдем во ад покаяния и действительно ощутим себя хуже всякой твари», тогда начинается наше действи­тельное покаяние. Оно всегда не во внешних проявле­ниях, а в глубочайших переживаниях сердца.

    «Отдай душу во ад, будешь богат», — говорил и ста­рец Захария из Троице-Сергиевой Лавры.

    Есть ли предел покаянию? Его нет и, как говорит прп. Марк Подвижник: «Если мы будем подвизаться в покаянии и до самой смерти — и тогда не исполним должного, потому что и тогда не принесем ничего рав­ноценного Царству Небесному».

    * * *

    Поищем примеры покаяния в Священном Писании и в истории Церкви Христовой.

    Вот как описывается в Библии покаяние ниневитян, которое в пример ставит Сам Господь (Мф. 12, 41).

    «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого... и [царь Ниневитян] встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище иводы не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый об­ратился от злого пути своего от насилия рук своих"» (Иона, 3, 5-8).

    А вот покаяние согрешившего царя Давида. Когда Давид был обличен в грехе пророком Нафаном и забо­лело дитя его, то Давид начал молиться и поститься, а уединившись, провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома, чтобы поднять его с земли, но он не хотел и не ел с ними хлеба, и так лежал на земле и плакал; и постился Давид целую неделю до самой смерти ребенка (2 Цар. 12, 16-20).

    В обоих случаях мы видим деятельное покаяние и суровое наказание себя кающимися. Таковы же черты покаяния, находящиеся и в евангельских рассказах.

    Так, мытарь Закхей раздает половину своего имения и в четыре раза больше раздает обиженным им.

    Блудница не жалеет драгоценного мира для ног Гос­пода и не стыдится перед всеми плакать, целовать ноги Господа и отирать их волосами своими.

    Мытарь идет в храм, смиренно становится «вдали», бьет себя в грудь, не смея поднять голову, и т. д.

    Все это — черты деятельного покаяния, усилия, подвига, а не одни слова и призрачные сожаления о своих грехах.

    А как каялись, очищали себя от греха истинные последователи Христа — преподобные отцы Новозавет­ной Церкви?

    Они уходили из мира в пустыни, усиленно пости­лись, изнуряли свое тело тяжелым трудом, заключали себя в затвор, налагали на свои уста молчание, а неко­торые, наиболее сильные из них, восходили на столпы, надевали на себя вериги и т. п.

    Наконец, венец подвигов покаяния показали юроди­вые во Христе, которые сделали себя отребьем для мира и, лишив себя крова и всякого имущества и притворя­ясь безумными, навлекали на себя поношение и презре­ние мира.

    Подвиги покаяния преподобных, столпников и юро­дивых могут показаться чрезмерными, странными, гра­ничащими с безумием. Да, с точки зрения мира, — это безумие. Но апостол Павел говорит: «Будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

    В конце концов дело не в форме подвига, который самопроизвольно принимает кающаяся душа, а в той ревности к покаянию, степени ненависти к греху, в той силе внутреннего сокрушения души от нечистоты своей, которые показывают подвижники в своих подвигах покаяния.

    Вот эту-то ревность и ценит Господь, в чем бы она ни проявлялась, какие бы «уродливые» формы, с точки зрения мира, не принимала.

    Недаром наиболее соблазняющий людей мира, но высший и труднейший подвиг — подвиг юродства во Христе — так высоко оценивается Господом; истинные юродивые обычно бывают награждены высокими духов­ными дарованиями — дарами пророчества, ясновидения, чудесного исцеления.

    Много примеров глубокого и действенного покаяния можно найти в дневнике великого подвижника благоче­стия — о. Иоанна С.

    Последний часто пишет про то, как, заметив за собой грех — раздражения, внутреннего осуждения кого-либо, принятия излишнего количества пищи, суетной мысли во время богослужения и т. п. —- он начинал усиленно просить Бога о прощении ему этого греха.

    И всегда он молился об этом до тех пор, пока не чувствовал прощения и возвращения к нему Святого Духа, душевного мира и любви к ближнему и обретения вновь (как он называл) «пространства сердечного».

    Последнее так определяется архиепископом Арсени­ем (Чудовским): «Пространство сердечное — это такое состояние духа, когда не гнетет наше сердце ни уныние, ни скука, ни страх, ни какая другая страсть, и оно бывает открыто для восприятия духовных благ и переполняет­ся ими».Он же пишет: «Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и — больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние — это необыкно­венная милость Божия к человеку!»

    * * *

    В Рождество Христово волхвы принесли Господу золото, ладан и смирну. Как пишет архиепископ Иоанн: «Не могущие ничего принести Богу, могут всегда при­нести Богу золото своей покаянности, ладан молитвы, смирну своей нищеты (духовной). Покаяние же есть освобождение своего настоящего, прошедшего и будуще­го от всего небожественного — оттеснение себя к бла­женной вечности».

    Приложение к главе 21-й

    Из писем одного пастыря о покаянии

    Мое представление о покаянии таково: вся наша жизнь, когда мы ее берем в ее последнем осуществлении, явится как некий единый непротяжный акт.

    Иными словами, она будет «видна» сразу вся тем, у кого есть соответствующее зрение. В этом смысле всякое, даже мимолетное внутреннее движение оставляет в об­щей сумме нашей жизни тот или иной след.

    Предположим, что я в течение всей моей жизни всего только один раз помыслил злое. Это «злое», если его не извергнуть из души актом самоосуждения, так и останет­ся присутствующим, придавая жизни моей иной харак­тер, внося в сферу моей жизни некое темное пятно. Присутствие этой «тьмы» будет невозможно скрыть ни от себя, ни от других в вечности.

    Как сказано в Евангелии: «Нет ничего тайного, что не

    сделалось бы явным, и ничего потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4, 22).

    Люди обычно наивно думают, что если «никто» не видел или не знает из людей о том, что мы мыслим или делаем, то, значит, все в порядке.

    Но если иначе смотреть на нашу жизнь, если действи­тельно устремиться к тому, чтобы внутри нас не было ни единой тьмы, то дело предстанет совсем иначе.

    И вот что замечено в долгом опыте: все, в чем рас­каялся человек, осудив себя и дело свое перед Богом и людьми (Церковью), все это словно исчезает из бытия, становится словно никогда не бывшим, и внутренний свет очищается от всякой тьмы.

    Когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всех «зло­мыслиях», потому что я искренне не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил бы «мимолет­ным прикосновением мысли».

    Самая возможность такой мысли есть уже явный показатель моего состояния. И кто из нас может быть уверен в себе окончательно, что он вне власти посещаю­щих его страстных мыслей?

    Если я на одно мгновение был во власти какой-либо недоброй мысли, то где гарантия, что это мгновение не станет вечностью?

    Итак, в меру сознания нашего нужно исповедывать наши грехи, чтобы не унести их с собой по смерти. Пока человек живет, есть надежда на его исправление. Но что будет по смерти, мы еще не знаем.

    Исход из мира сего можно сравнить с тем, что теперь стало всем доступно в плане материальном. Масса, полу­чившая достаточно сильный толчок, вырвавшись из сфе­ры притяжения земли, теоретически может с невероятной скоростью «вечно» лететь в беспредельном пространстве мира.

    Так, думаю, и душа человека по исходе своем будет увлечена или в безмерную радость вечной любви, или в нескончаемые страдания обратного любви состояния.

    Ведь грех, по существу своему, есть не что иное, как отступление от закона Божественной любви. И если эту любовь взять в ее полноте, то мы никогда не окажемся чистыми перед нею.

    Отсюда, если человек воистину желает достигнуть неизменного с Богом пребывания, он должен очищать себя, потому что Господь чист (1 Ин. 3, 3).
     
  2. Бактериофаг

    Бактериофаг опытный образец

    Регистрация:
    30.04.2007
    Сообщения:
    2.212
    Симпатии:
    36
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Упс! [​IMG] Знакомые слова! Где-то я их уже встречал... А, ну точно! Кажется, именно это предлагал Мефистофель Фаусту у Гете. Точно!

    Стоп! Я знаю КТО такой Мефистофель. Но если и старец Захария из Троице-Сергиевой Лавры...

    Хм... Что-то не хочется продолжать логическую цепочку ;)
     

Предыдущие темы