о печали Православие

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 14 июн 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    Печаль, апатия, уныние, а в медицинской терминологии — депрессия, является настоящей “болезнью цивилизации”. Число депрессий растет с каждым годом. О депрессии, унылом настроении, тоске, подавленности можно услышать разговоры везде: в транспорте, на работе, среди знакомых...

    “Миллионы людей во всем мире принимают специальные лекарства (антидепрессанты), чтобы обрести душевный комфорт. Около 5% населения земного шара страдает депрессивными расстройствами. Более половины от общего числа психически больных людей составляют люди с разной выраженностью депрессивного синдрома”, - свидетельствует врач-психиатр Д.А. Авдеев

    (20, 43).

    — Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных состояний, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненной подавленности является именно он. Депрессия — это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Как врач, я, конечно, облегчаю страдания этих людей медикаментами, беседами да и просто человеческим участием. Но только тех пациентов, которые находят дорогу в храм, Господь не оставляет. Иные исцеляются, другие — с Божией помощью учатся бороться со своими страстями (в том числе и с грехом уныния) и нередко побеждают болезнь” (20, 44).

    Но и к тем, кто уже узнал о вечности, иногда подступает этот страшный недуг — печаль и уныние. Какова же причина появления печали на нашем душевном горизонте?

    Печаль — желание сожалеть о том, что в прошлом было не так, как мы считали правильным. Значит, одна из причин возникновения печали: несоответствие действительности нашему представлению о ней. Еще точнее мы увидим опасность подобного состояния в его воздействии на человека.

    Действие страсти.

    Бывает два вида печали.

    1) Одна — это печаль покаяния, печаль о грехах своих, растворенная надеждой. Святые Отцы называют ее радостотворной печалью. Эта печаль, — говорили они, — не налегает на человека подавляющей тяжестью, но говорит ему: не бойся прийти опять к Богу, ибо знает Он, что человек немощен, и подает ему силу (авва Исаия).

    2) Другая — печаль мирская. Это как бы смерть прежде смерти. Эта печаль приходит от чрезмерной привязанности к земному, когда человек ищет в жизни то, чего эта жизнь дать ему не может:

    — он ищет счастья, постоянства, но здесь все меняется и часто рушится как “карточный домик”;

    — человек ищет покоя, но вокруг него смятение, он находится как бы в “вечнобушующем море”;

    — не может он опереться и на друзей, в которых видит неверность и эгоизм;

    — он строит планы, но встречает бесчисленные препятствия (7, 137), и тогда подступает печаль и ввергает в отчаяние, делает душу пустой и унылой, некрепкой и нетерпеливой (1, 43-44).

    Печаль — это состояние упадка духа, и также относится к злым страстям человеческим. Это состояние овладевает человеком, входит в его привычку и делается страстью, когда он с ним не борется, подчиняется ему и губит этим свою энергию — физическую, мысленную и духовную. Эти переживания — целая гамма ощущений, начиная с легкой грусти и кончая припадками невыносимых душевных страданий (23, 193).

    Есть ли разница в состояниях печали и уныния?

    Печаль и уныние отличаются друг от друга главным образом тем, что в основании печали лежит ясно сознаваемая причина, тогда как при унынии эта причина расплывается во что-то неопределенное, как бы совсем теряющееся; уныние в своей окончательной форме является беспричинным упадком духа, является просто болезненным поражением души в ее мыслительной и эмоциональной сферах (23, 194).

    О борьбе с духом печали.

    Не мал подвиг в борьбе с духом печали.

    1) Борьба с пристрастиями. Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не печалиться, лишившись любимой вещи (9, 45).

    Наибольшую скорбь доставляет утрата родных, близких людей и нередко ввергает в глубокую печаль.

    Чтобы бороться с этим состоянием души, болезненным и неполезным ни для тех, кто ушел из этой жизни, ни для того, кто остался, необходимо:

    — принять этот совершившийся факт и

    — осознать для себя новую цель и задачу.

    Напр., смерть мужа ввергла вас в мучительные переживания и печаль; не надо при этом забывать, что

    — ему необходима молитва (у Бога все живы), а сам он молиться за себя не может, здесь помочь можете только вы!

    — Не терять надежду на встречу с ним в вечной жизни!

    — Осталась также забота о детях, ответственность за семью, поддержка его матери и многое другое...

    В печали, возникшей по другим причинам, могут помочь:

    — память об обязанностях и важных делах, к которым человек призван;

    — конкретное делание этих дел, в деталях и со тщанием, как работы во славу Божию;

    — обязательное разделение своей печали, т.е. откровение своего состояния в разговорах с близкими, друзьями, особенно на исповеди священнику, духовнику.

    Любое из этих действий совершается с успехом не иначе как по молитве, а потому Иисусова молитва, чтение утреннего и вечернего правила, таинства Церкви должны укрепить человека в добром расположении души и помочь изгнать печаль...

    В любых скорбных обстоятельствах Святые Отцы советуют не печалиться, а потерпеть благодушно, и за того, кто причинил печаль, молиться, а не роптать

    2) Борьба с печалью, которая охватывает после грехопадения.

    Почему важно мужественно направить свои силы на борьбу с духом печали?

    Печаль часто пронизывает наши душевные движения и делает душу как бы дымною и темною, она действует даже во время молитвы, напоминая и прежнее дерзновение к Богу, и падение (9, 149), и делает душу бездерзновенной. Но с этой ложной направленностью души нужно бороться.

    Скорбь о грехах, с доброй надеждой на Бога и в уверенности, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, что Бог все прощает кающимся, полезна. Святые Отцы говорят, что эта скорбь

    — бывает соединена с радостью и

    — делает человека усердным ко всякому добру и

    — во всякой болезни терпеливым.

    3) Но в нас может проявляться и другая печаль, связанная с духом неблагодарности, с ропотом на Бога, это печаль мира сего. Соответственно этому состоянию существует философское мировоззрение пессимизма. Это мировоззрение таких философов, как, напр., Эдуард Гартман, Ницше и др., создавших философию полной безнадежности, беспросветного отчаяния (23, 209).

    Стоит добавить, что “философы-пессимисты приходят к отчаянию от того, что исходят в своих умозаключениях из нынешнего состояния человечества, с его атеизмом и злыми страстями: гордостью, тщеславием, честолюбием, славолюбием, стремлением к власти, завистью, чувством ненависти и мести и т.д. Они-то, эти злые страсти, и приводят людей к отчаянию” (23, 210).

    Зло так всепроникающе и во многих своих явлениях так загадочно, что является сомнение, возможно ли, чтобы мир, столь несовершенный, был творением всемогущего, всеблагого и всеведущего Бога (25, 109)? И эти размышления, в свою очередь, приводят к печали:

    — Все так плохо!

    После чего:

    — одни делают вывод: значит Бога нет;

    — другие говорят: Бог далеко, самим надо пробиваться к своему счастью;

    — третьи думают, что если дьявол разрушает мир Божий, значит он сильнее Бога.

    В легенде о Великом Инквизиторе собраны все возражения против Бога и дела Христова в мире. В чем же падший дух стремится подменить правду Божию, вводя человека в состояние печали?

    Он как всегда лжет, и, используя маловерие, малодушие и печаль, стремится показать, что именно он более милостив к людям, чем Сам Творец.
     
  2. viola349

    viola349 Пользователи

    Регистрация:
    11.01.2008
    Сообщения:
    20.577
    Симпатии:
    807
    Пойду- ка я поужинаю, а перед сном погрешу - и печали как не бывало.
     

Предыдущие темы