Современная диалектическая логика | страница 2

Тема в разделе "Форум об образовании", создана пользователем mp_gratchev, 11 май 2010.

  1. mp_gratchev

    mp_gratchev Пользователи

    Регистрация:
    06.10.2007
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    7. Диалектическая логика (полисубъектная логика) - это логика развивающейся мысли.

    В диалектической логике развитие мысли рассматривается через призму противоречия. Противоречие в логике (формальной и диалектической) - это отношение двух взаимно исключающих суждений. С той разницей, что в формальной логике противоречие высказываний всегда деструктивно и сигнализирует о наличии ошибки в рассуждении. А в диалектической логике, помимо варианта формально-логического (его диалектическая логика не отбрасывает, учитывает), рассматривается вариант продуктивного противоречия. Продуктивное противоречие обычно лежит в основании проблемы, которую требуется разрешить.

    7.1. Теперь о сущности моего подхода.

    7.2. Что есть рассуждение? В диалектической логике рассуждение есть процедура обоснования или извлечения смысла высказываний путем последовательного пошагового перехода от одних суждений, вопросов, оценок, императивов, являющихся исходными, к другим суждениям, вопросам, оценкам, императивам.

    7.3. Рассуждение, это всегда чье-то рассуждение. Оно может быть индивидуальным и коллективным (совместным). Совместное рассуждение осуществляется в коммуникативной форме: диалог, дискуссия, дебаты, полемика, спор, совещание, конференция, съезд, форум.

    7.4. В совместном рассуждении при наличии общей темы и правил дискуссии (без правил, неписанных или писанных правил - см. Приложение 1) участники совместного рассуждения высказывают в определенной последовательности и порядке мнения, задают друг другу вопросы, оценивают чужие реплики, побуждают тем или иным образом к каким-то речевым действиям своего собеседника. В результате совместного рассуждения проясняется содержание какой-либо проблемы, намечается скоординированный план совместных действий.

    7.5. Элементарное индивидуальное рассуждение представляет собой связь мыслей в умозаключении, а совместное рассуждение связывает мысли в логической форме 'диалог'.

    7.6. Может ли сомнение служить признаком присутствия (наличия) противоречия в мыслях? Если я сомневаюсь в истинности какого-то высказывания, то это означает, что допускаю возможность истинности противоположного высказывания и колеблюсь в своем окончательном решении по их поводу.

    Приложение 1 (Коммуникативные правила дискуссии Арне Нэсса).

    Arne Naess [1]:

    "1. Избегайте тенденциозной иррелевантности (то есть доводов, напрямую не связанных с темой дискуссии, в частности аргументации к личности оппонента).

    2. Избегайте тенденциозного цитирования. Изложение чужой точки зрения должно быть предельно адекватным.

    3. Избегайте тенденциозной двусмысленности в доводах.

    4. Избегайте тенденциозного чтения в сердцах ("straw men fallacy"). Не приписывайте оппоненту мнений, которых он не высказывал.

    5. Избегайте тенденциозного додумывания. Информация, представленная вами должна быть правдивой и полной.

    6. Избегайте тенденциозных интонаций: угрожающих, уничижительных, иронических и саркастических.

    7. Избегайте тенденциозной односторонней аргументации: доводы «про» и «контра» должны взаимодополнять друг друга" [2].

    ____________

    [1] Арне Нэсс « Arne Naess », крупнейший норвежский философ XX века, эколог и альпинист, умер 12 января 2009 января в собственном доме в Осло в возрасте 96 лет. Нэсс считается основоположником течения «глубокая экология», он первым сразил семитысячник Тирич-Мир в Гиндукуше « Пакистан ». Нэсс родился в Осло в 1912 году. Он обучался в Вене и Париже, закончил институт Осло и в 27 лет стал самым юным его доктором. Несс занимался логикой и философией языка.

    [2] См. Naess A.D. Communication and Argument: Elements of Applied Semantics. London., 1966 (англ. перевод кн.: Naess A.D. En del elementare logiske emner. Oslo, 1947).

    --
     
    Последнее редактирование модератором: 2 июн 2010
  2. mp_gratchev

    mp_gratchev Пользователи

    Регистрация:
    06.10.2007
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    [SIZE=18pt]логические доказательства в диалектической логике[/SIZE]

    Диалектика - не логика, это верно. А вот 'диалектическая логика' есть логика. Её предмет - рассуждения, тот же, что и у формальной логики. "Логические доказательства" (выводы следствий из посылок) присутствуют и в диалектической логике. Только, в отличие от формальной логики, в диалектической логике расуждение ведется не монологически, а от лица двух-нескольких субъектов рассуждения, которые могут сотрудничать или могут противоречить друг другу. Например, в известном "мелосском диалоге" Фукдида афиняне прямо так и говорят мелосцам: "вы можете прерывать нас и возражать по каждому отдельному пункту в случае несогласия с ним". Таким образом проверка моего рассуждения вами, внешним критиком, включена в качестве внутреннего компонента диалектико-логической системы. Ведь в свою очередь, своими репликами я корректирую ваше рассуждение. Всё это мы осуществляем в совместном диалоге. Диалог - такая же логическая форма связи высказываний, как и умозаключение. С той разницей, что умозаключение связывает одни лишь истинностные высказывания - суждения. А диалектическая логика связывает в диалоге как истинностные (истинно, ложно), так и неистинностные формы мысли: вопросы, оценки, императивы.
     
  3. mp_gratchev

    mp_gratchev Пользователи

    Регистрация:
    06.10.2007
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    [SIZE=14pt]Диалектическая логика Стивена Тулмина[/SIZE]

    Нет пророка в своем отечестве. Эти крылатые слова относятся и к Стивену Тулмину. Книга которого "Использование аргументации" в родной Англии была встречена враждебно как анти-логика, но получила широкую благодарную аудиторию в американских университетах:

    "The book was roundly damned by Peter Strawson in the B.B.C.’s weekly journal, The Listener; and for many years English professional philosophers ignored it!" (Stephen E. Toulmin. The Uses of Argument, 2003, - viii).

    [​IMG]

    Тулмин задается вопросом: ‘What sort of a science is logic?’. Ответ звучит у него неожиданно: ‘Logic (we may say) is generalised jurisprudence’(р.7). Логика, по мнению Тулмина, становится обобщением уже не математических рассуждений, а процессуально-юридической практики (наконец-то, нашелся выразитель чаяний адвокатов, политиков и прокуроров). В дальнейшем в центр внимания ставится не математическая, а юридическая структура рассуждений и аргументация по прописям диалектической логики.

    --
     

Предыдущие темы