ЯКОВ ЕСЕПКИН | страница 2

Тема в разделе "Литературный форум", создана пользователем Bojena, 19 фев 2011.

  1. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    О каком Бродском идёт речь?
     
  2. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЯКОВ ЕСЕПКИН[/SIZE]



    КАМЕИ И ПОМЕРАНЦЫ

    Помимо снега, врезанного в рунь,

    Помимо вод небесного прилива

    Ничто здесь не сохранно, вновь июнь

    Поманит вечность роскошью порыва.

    Весна, весна, легко тебе гореть

    Над куполами, в мороке простора,

    Сердец еще нетронутую треть

    Клеймить сусальным золотом собора.

    Иные в небесах мечты парят,

    Другая юность в нети улетает,

    Висячие сады пускай дарят

    Листы ей, кои Цинтия читает.

    А мы пойдем по темным царствиям

    Скитаться, по истерзанным равнинам,

    Юродно бить поклоны остриям

    Крестов и звезд, опущенных раввинам.

    Как в жертвенники Пирра, в тьмы корвет,

    Вонзятся в купол славы снеговеи,

    И новых поколений палый цвет

    Окрасит кровью вербные аллеи.

    Пойдем, нас в этом сумрачном лесу,

    Какой теперь зовется Циминийским,

    Ждут фурии чурные, донесу

    К читателю, ристалищем боснийским,

    Скандалом в государственных кругах,

    Затмивших круги дантовского ада

    Иль сменой фаворитов на бегах

    У Фрэнсиса, а то (веков награда)

    Известием из Рима о суде

    Над орденом невольных тамплиеров,

    Точней, об оправданьи их, нигде

    Святее нет суда для землемеров

    И каменщиков тайных, славы лож

    Масонских не ронявших без причины,

    Чем в славном Ватикане, надо все ж

    Сужденье прояснить, зане личины

    Иные и известных помрачней

    Терзают без того воображенье

    Читательское, треба наших дней

    Порой такое голоса луженье,

    Уныло вопиющего в нощи

    Пустой и беспросветной заявляет,

    Картин (их в каталогах не ищи)

    Мистических такое выделяет

    Порой средоточенье, что ей-ей,

    Уместней разобраться в апокрифах

    Времен средневековых иль полей

    Элизиумных, рдеющих о грифах,

    Слетающихся тучах воронья,

    Посланников аидовского царства

    И вестников его, еще жнивья,

    Винцентом печатленного, дикарства

    Засеявших, итак, скорей туда,

    Читатель дорогой, где нас черемы

    Извечно ждали, где с огнем следа

    Не сыщешь человеческого, темы

    Рассказа не меняя, устремим

    Свои благие тени, а собранье

    Прекраснейшее буде утомим,

    Тотчас замолкнем, скопище баранье,

    Увы, предолго зреть нам довелось,

    Пергаменты козлиные и рожи

    С рогами извитыми (извилось

    В них вервие само, которым ложи

    Патиновые с ангельских времен

    Опутывали слабых или сильных

    Мирвольным духом, их синедрион

    Достойно в описаниях сервильных

    Оценивал), те роги и самих

    Носителей отличий адоемных

    Сейчас еще я вижу, теми их

    Числом нельзя уменьшить, из проемных

    Глядят себе отверстий, а двери

    Захлопнуть не могу я, чрез сокрытья,

    Чрез стены лезть начнутся и, смотри,

    Пролезут мраморные перекрытья,

    Пускай уж лучше рядом усидят,

    Их жаловать не нужно, а восковье

    Сих масок зримо, пьют ли и ядят,

    Морочное сиих средневековье

    Мы сами проходили, днесь призрак

    За призраком эпохи синодальной

    Глядит и наблюдает, рыбий зрак

    Из Таврии какой-нибудь миндальной

    Мерцал и мне, а ныне средь иных

    Собраний забывая гримы эти,

    Грозящие ристалищ неземных

    Ложию оскорбить святые нети,

    Я истинно ликую, пусть оне,

    Адские переидя середины,

    Калятся на божественном огне,

    В червице мелованные блядины

    Теряют перманенты, восковой

    Маскир свой чуроносный расточают,

    Оскал доселе беломеловой

    Сочернивая, внове изучают

    Рифмованного слова благодать,

    Дивятся, елико сие возможно

    В сиреневых архивах пропадать,

    Удваивать и множить осторожно

    Искусственный путрамент, картотек

    Гофрированных кукол восхищенью

    Честному наущать, библиотек

    Избранниц к достохвальному ученью

    Вести и подвигать, и зреть еще,

    Как в томы эти Герберт Аврилакский

    Глядит с архивниц, паки горячо

    Сирени выдыхает, огонь флаккский

    Приветствует и пламена других

    Пылающих одесно духочеев,

    Уверенней парфюмов дорогих

    Аромат источающих, ручеев

    Сиих благоуханную сурьму

    Пиет, не напиется вместе с нами,

    Всесладостно и горькому уму

    Бывает наслажденье теми снами,

    Какие навеваются всегда

    Безумцами высокими, именных

    Их теней роковая череда,

    Смотри, из областей благословенных

    Движится и течет, вижди и ты,

    Читатель милый, эти облемовки

    Чудесные, бежавшие тщеты,

    Горящие о Слове, черемовки

    Тщетно алкают виждений таких

    Ссеребренными жалами достигнуть,

    Нет лессиров хотя диавольских

    Теперь, чтоб выше лядвий им напрыгнуть,

    В былом очнуться, снова затеплить

    Слезою мракобесные свечницы,

    Начать гнилочерновие белить

    Души бесовской, через оконницы

    Стремиться в духодарческий притвор,

    Лукавое хоть Данта описанье

    Грешников и чудовиц, мерзкий ор

    С правдивостию схожий, нависанье

    Черемных теней в сребре, на гвоздях

    Точащихся превешенных, горящих

    Юродно тлеться будет, о блядях

    Пока довольно, впрочем, настоящих

    И стоящих литургий красных свеч

    Давай претлеем, друг и брат, патины,

    Китановый оставим аду меч,

    А с Дантом за родные палестины

    Идя иль с духоборником другим,

    Давай уже разборчивее будем

    В подборе вечных спутников, нагим

    И мертвым, аще только не забудем

    Скитания надмирные свои,

    Мученья без участности и крова,

    Медовые отдарим кути,

    Пылания зиждительного Слова,

    Нагим и мертвым, проклятым гурмой

    Увечной и неправой, порицанью

    Отверженным, по скрытой винтовой

    Лестнице, не доступной сомерцанью,

    Опущенным в подвалы и засим

    Каким-то ядоморным и дешевым

    Отравленным вином, неугасим

    Творительства огонь, героям новым

    Даруются пылание и честь,

    И требнический дух миссионерства,

    Нельзя их также времени учесть,

    Хоть черемные эти изуверства

    Продлятся, вспомнил снова их, но мне,

    Я верю, извинит читатель это,

    Мы, право, забываем о зерне,

    Путем идти каким, пока воздето

    Над нами знамя славное камен,

    А те, смотри, уж Майгеля-барона,

    Червонка их возьми, к себе взамен

    Эркюля тщат, горись, эпоха она,

    Безумствия черемниц в серебре,

    Желтушек празднословных ли невинный

    Угар преизливай, в осенебре

    Палатном расточительствуй зловинный

    Сим близкий аромат, свечей витых,

    Кровавою тесьмой, резной каемкой,

    Сведенной по извивам золотых

    Их маковок вдоль черственности ломкой

    Краев узорных с крыльями синиц,

    С тенями, подобающими замков

    Барочных украшеньям, чаровниц

    Пленявших картотечных, тех обрамков

    Картин дорогоценных мы равно

    Во аде не уроним и не бросим,

    Цимнийский сумрак червится давно,

    Его и свечным течивом оросим.
     
  3. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЯКОВ ЕСЕПКИН[/SIZE]

    БАРОЧНЫЕ ОПЕРЫ ПО ЧЕТВЕРГАМ

    Семьдесят первый фрагмент

    Взвиваясь над назойливой толпой,

    Стандарт сбывает крашенный Меркурий,

    И дракул заражают красотой

    Фигуры пустотелых дев и фурий.

    Заверченные в глянец до плечей,

    Сиреневою матовой прокладкой

    Обжатые, глядят, и нет прочней

    Уз ситцев кружевных изнанки гладкой.

    В зерцалах бельеносных тьмы скелет

    От пола источается, лелея

    Гофриры лядвий меловых, паркет

    Скользит крахмально с пудрами келея.

    Венеция – обманутых юдоль,

    А мы зане храним ее зерцала,

    Чтоб вечная танцующая моль

    Над арфой эолийскою порхала.

    Фламандских гобеленов, севрских ваз,

    Реликвий в антикварных анфиладах

    Порой дороже тусклый проблеск глаз

    Иконниц в бледногребневых окладах.

    Проспект краснофигурный под орлом

    Двуглавым днесь мерцает бронзой русской,

    Но каждый терракотовый разлом

    Горит надгробной желтию этрусской.

    И зрит кроваворотый каннибал,

    Коробкой со скелетами играя,

    Кто в чресла ювенильные ввергал

    Огнь мертвенный, кого ждет смерть вторая.

    Горацио, а нас ли вечность ждет,

    Благие ли трилистия лелеет,

    Идущий до Венеции дойдет,

    Господь когда о нем не сожалеет.

    Сколь нынешние ветрены умы,

    Легки и устремления обслужных,

    Кансоны ль им во пурпуре тесьмы

    Всем дарствовать для симболов ненужных.

    Ненужный факультет сиих вещей,

    Забвения торическая лавка,

    Беспечно соцветай от мелочей

    До ярких драгоценностей прилавка.

    На стулия теперь, венчая мисс,

    Как матовые лампочки в патроны,

    Жизнь садит бледнорозовых Кларисс,

    Чтоб тлелись золотые их капроны.

    Я с юности любил сии места,

    Альбомные ристалища, блокноты

    Порфировые, чем не красота

    Внимать их замелованные ноты,

    Мелодии неясной слышать речь,

    Взнесенную ко ангелам и тайно

    Звучащую, теперь еще сберечь

    Пытаюсь то звучанье, а случайно

    Взор девичий в зерцале уловив,

    У вечности беру на время фору

    И слушаю пеяния олив

    Темнистых, арамейскому фавору

    Знакомых, не подверженных тщете

    Мелькающих столетий, шум и ярость

    Какие внял Уильям, во Христе

    Несть разницы великой, будет старость

    Друг к другу близить нищих и царей,

    Узнает любопытный, а оливы

    Шумят, шумят, се рок мой, словарей

    Теперь еще взираю переливы

    Оливковые, красные, в желти

    Кремовой, изумрудные, любые,

    Дарят оне полеты и лети

    Со мною, бледный юноша, рябые

    Оставим лики Родины, пускай

    Вождей своих намеренно хоронят

    Прислужники, иных высот алкай,

    Сколь мгла кругом, порфиры не уронят

    Помазанники Божие, словам

    Я отдал и горенье, и услады,

    Точащимся узорным кружевам

    Нужны свое Орфеи, эти сады,

    В каких пылает Слово, от земных

    Премного отличаются, химеры,

    Болящие главами, в желтяных

    И пурпурных убраниях размеры

    Здесь краденные точат и кричат,

    А крики бесноватости отличья

    Являют очевидность, огорчат

    Сим книжника пеющего, величья

    Искавшего по юности, певца

    Текущей современности благого,

    Но веры не убавят и венца

    Алмазного не снимут дорогого

    С виновной головы, зачем хламид

    Потешных зреть убогость, ведьмы туне

    Труждаться не желают, аонид

    Преследуют безбожно, о июне

    Нисановый свергают аромат,

    Курят свое сигары чуровые,

    Хоть эллин им представься, хоть сармат,

    Сведут персты костлявые на вые

    И жертвы не упустят, сады те

    Богаче и премного, для потехи

    Я ведем вспомнил чурных, нищете

    Душевной их пределов нет, огрехи

    Общенья с ними, жалости всегда

    Печальные плоды, но сад фаворный

    Сверкает и пылается, туда

    Стремит меня и огонь чудотворный,

    И пламень благодатный храмовой,

    Десниц не обжигающий гореньем,

    О творчестве не ведает живой,

    А мертвый благодатным виждит зреньем

    Картин реальность, их соединив,

    Двух знаний став носителем, избранник

    Словесности высокой, может нив

    Узнать сиих пределы, Божий странник

    Одно смиренен в поприщах земных,

    Но избранным даются речь и звуки,

    Те сады ныне призрачней иных

    Их брать сейчас каменам на поруки

    Черед настал, а где певцов ловить

    Небесных, все ринулись в фарисейство,

    Черем хламидных суе удивить

    И смертью, так скажи им, лицедейство

    Не может дать вершинности, к чему

    Пред теми одержимыми стараться

    Бессмертие воспеть, зачем письму

    Одесному желтицей убираться,

    Ловушка на ловушке вкруг, игры

    Своей нечистых среды не оставят,

    Не там горели морные костры

    Замковой инквизиции, лукавят

    Историки и фурии наук

    Астральных, теневые звездочеты,

    Нет благостнее музовских порук,

    Но с вечностью нельзя вести расчеты,

    Елико астрология сама

    Грешит реалистичностью научной,

    Уроки нам бубонная чума

    Дает и преподносит, небозвучной

    Симфонии услышать не дано

    Помазанным и вертерам искусства,

    Пиют червленозвездное вино,

    Хмельностью усмиряют злые чувства,

    Какой теперь алгеброю, скажи,

    Поверить эту логику, гармоний

    Сакрально истечение, а лжи

    Довольно, чтоб в торжественность симфоний

    Внести совсем иной императив,

    Навеянный бесовскою армадой

    Терзать небесной требою мотив,

    Созвучный только с адскою руладой,

    Но слово поздно мертвое лечить,

    Сады мое лишь памятью сохранны,

    Зеленей их черемным расточить

    Нельзя опять, горят благоуханны,

    Сверкают шаты ясные, в тени

    Охладной музы стайками виются,

    Фривольно им и весело, взгляни,

    Горацио, навечно расстаются

    С иллюзиями здесь пииты, зря

    Писать лукавым пленникам пифийским

    Дадут ли аониды, говоря

    Понятным языком, дионисийским

    Колодницам возможно уповать

    На хмелевое присно исплетенье,

    Воспитанников пажеских срывать

    Плоды подвигнув гнилостные, чтенье

    Их грустное приветствовать иль петь

    Нощные дифирамбы малым ворам,

    Настанет время царить и успеть,

    Созреет юность к мертвым уговорам,

    Венечье злоалмазное тогда

    Борей дыханьем сумрачным развеет,

    Веди иных запудренных сюда,

    Коль жизненное древо розовеет

    И мирра вьется, мускус и сандал

    Еще благоухают, плодоносят

    Смоковницы, когда не соглядал

    Диавол юных жизней, не выносят

    Черемные цветенья и страстей

    Возвышенных, провизоры адские

    Уже готовят яды, но гостей

    Томят не белладонны колдовские,

    Желают неги выспренней певцы,

    Тезаурисы червные листают,

    Гекзаметры берут за образцы

    Гравирного письма, зело читают

    Овидия со Флакком, Еврипид

    И старый добрый Плавт воображенье

    Терзают их, сиреневый аспид,

    Всежалящий оводник, искаженье

    Природное милей им, нежли те

    Вершители судеб вековых, ловки

    В письме они бывают, но тщете

    Послушные такие гравировки,

    Чуть слово молвят, сразу помянут

    Рабле, точней сказать, Анакреона

    Иль рыцаря Мольера, преминут

    Оне ль явить начитанность, барона

    Цыганского иль Майгеля с грудным

    Отверстием ославят, а зоилы

    Свое труды чумовые свечным

    Патрициям воздарят, аще милы

    Деяния никчемные, письма

    Чужого мы финифть не потревожим,

    Успенное б серебро до ума

    Успеть нам довести, быстрей итожим

    Речение, а камерность сего

    Творенья, именуемого садом

    Трилистий говорящих, ничего

    Не просит у бессмертия, фасадом

    Звучащим и играющим теней

    Порфирами сокрыт эдемских аур

    Божественный альковник, от огней

    Мелованных горит белей тезаур,

    Накал его сродни лишь пламенам,

    Еще известным Данту, облетают

    Сирени и гортензии, ко снам

    Клонит царевен бледных князь, считают

    Своим его шатер домовики,

    Убожества кургузые и эльфы

    Прелестные, когорты и полки

    Ямбические следуют за Дельфы,

    Клошмерль иль Трира затени, иль мглы

    Туманные Норфолка, единятся

    В порывах благотворных, тяжелы

    Для младости виденья, но тризнятся

    Оне в саду немолчном, свечевых

    Узилищ вечных татей равнодушно

    Встречает зелень, желть ли, о живых

    Роятся здесь мертвые, мне послушно

    Когда-то было таинство речей,

    Их серебром я нощному бессмертью

    Во здравие записывал, свечей

    Теперь огарки тлятся, круговертью

    Лихой муарный пурпур унесло

    Давно, лишь панны белые вздыхают

    И теней ждут, взирая тяжело

    На сребро, и в червнице полыхают.
     
  4. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЯКОВ ЕСЕПКИН[/SIZE]

    ТРИЛИСТНИК ЧАЯНИЯ

    І

    Аз, Господе, реку со черных домовин,

    Гробов нощных, иным достались благокрасны,

    Эти агнцы не ждут-заждались окарин,

    Им и трубы Твое, и псалмы немогласны.

    Все склоняется тать над испрахшей сумой,

    Иль неможно доднесь и любови низринуть

    Бледных перстов жалких, в юродие немой

    Удушавших царей, сребро юдам откинуть.

    Были перси белы у безмужних невест,

    А теперь и уста до костей пробелели,

    Оглянися, Отец, нету ныне окрест

    Ни живых, ни мертвых, посвященных во Лели.

    Ах, над нами зажгли юровую Звезду,

    Пусть лучом воспронзит некупельные лета,

    Их ложесен и усн опознай череду,

    Нищих татей, оне удостойны извета.

    Те ж к Тебе, Господь свят, пировати пришли

    Бойны чада, отвек изалкавшие жажды,

    Ангелы Твои что копия занесли --

    Не убить, не убить преугодников дважды.

    II

    Как свилися вольно змеи в райских цветках,

    Прежде в царствии грез немятежно блажили,

    Только ныне молчим, пряча персть в рушниках,

    Правда, святый Господь, а ведь мы и не жили.

    Богородицы лик украсили Звездой,

    Сон-цветочки вия по сребристом окладе,

    Нету ангелов здесь и поят нас водой,

    Ах, из мертвых криниц занесли ее, чаде.

    Иисус почернел и не имет венец,

    И Его голова преклоняется нице,

    Узреть что восхотел двоеперстный Отец,

    Мало ль крови течет в неборозной кринице.

    Смертоприсный венок мы Христосу плели,

    Исплели изо слез, тяжко траченых кровью,

    А и боле ничем не посмели-могли

    Притолити в миру жажду бойных любовью.

    В каждой розе сидит гробовая змея,

    И не видим уже мы ни Бога, ни Сына,

    То ли алчут оне, то ли мука сия

    Должна гробно зиять до святого почина.

    III

    Это иноки днесь подошли ко столам,

    Страстотерпцы одне и невинники сиры,

    Их неможно забыть копьевым ангелам,

    Коль не пьют мертвых вин -- отдавайте им лиры.

    Не боятся огня восковые шары,

    А на перстах у нас кровь и слезы срамные,

    Велико Рождество ан для всех мишуры

    Не хватает Христос, где ягняты гробные.

    Геть днепровской волной в черной пене дышать,

    Кровь худу изливать на местечек сувои,

    Розы-девки, равно станут вас воскрешать,

    Так скидайте рядны пред всетаинством хвои.

    Тех ли ждали в чаду, мы, Господе, пришли,

    Залетели птушцы в обветшалые сени,

    Али тонкий нам знак до Звезды подали,

    Во трапезной же мы преклонили колени.

    Ничего не узрим на вечере Твоей,

    Пусть сочельник лиет в мессы нощные снеги,

    Мы до маковки все унизаны лишь ей,

    Искрим -- белы птенцы в огне Божией неги.
     
  5. viola349

    viola349 Пользователи

    Регистрация:
    11.01.2008
    Сообщения:
    20.577
    Симпатии:
    807
    Приблизительный перевод- раздевайтесь под елкой?( насчет девок вроде понятно)
     
  6. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ИЗ АИДА С ЛЮБОВЬЮ ИЛИ ТРАУРНОЕ СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ[/SIZE]

    «Станут ангелы смерти полоть

    Белый снег наших тяжких полотен»

    «Жить не выйдет, пойдем умирать»

    «Космополис архаики», 1.2. Пурпур,

    3.1.Царствия

    Сегодня можно и должно говорить о возвращённом величии русской литературы. «Космополис архаики» писался большей частью в советское время. Когда Иосиф Бродский получал Нобелевскую премию, в элитарной андеграундной среде становились легендой «Готика в подземке» и «Классика». После них Яков Есепкин прошёл путь, который сделал легендой его самого. Он обнародовал несколько удивительных сборников («Перстень», «Марс», «Лорелея и Антиох»), все они предшествовали новой художественной эмблеме «русского века» -- «Космополису архаики». Сейчас широкая читательская аудитория получила возможность ознакомиться с сочинением. Получается, «Космополис архаики» писался и во время запоздалого возвращения в Россию Александра Солженицына. Солженицын вернулся, но вернулся поздно. Другая страна, не подлежащая обустройству в представлении вермонтского затворника, встретила его прохладно. Эту губительную прохладу, духовный и душевный холод Есепкин ощущал всегда. Арс. Тарковский и Ю. Кузнецов восторгались первой самиздатовской книгой «юноши бледного», писательский официоз изначально воздвиг перед вызывавшим восторги «новым Пушкиным» бетонную стену молчания. Возможно, удушающая советская аура неким образом повлияла на характер творчества писателя-мистика. Его текстовые наборы рассыпали уже в готовых журнальных вариантах, его имя с юных лет было табуировано.

    Писательская элита продолжала восторгаться, Есепкин исчез, вначале на год-два, затем на десяток лет, в конце концов -- окончательно. В 2009-ом литсекретарь Л. Осипов заявил о прекращении автором «Космополиса архаики» литературной работы.

    У нас была великая эпоха? Открытый вопрос. У России был великий художник – вот данность. Не может не поражать зеркальность «Космополиса архаики». Отмеченный серебряной фатумной печатью Олеша увидел ее в пушкинской строке «Европы баловень,Орфей» и поразился. Гармония и симметрия, бывает, сопутствуют великим стилистам, повсюду с ними. Бывает и по-другому. Есепкин встроил в свою книгу десятки тысяч зеркал, друг от друга отличных, в результате ее пространство образовало Вселенную, расширилось вначале и продолжает расширяться. «Космополис архаики» подтверждает верность физических законов, их реальность в реальности отраженной, само время после художественного, эстетического умерщвления бесконечно воскрешается в отражениях. И это лучшее мировое время, время эпохальных событий, время историческое, иные хроносы «Космополис архаики» отторгает. Но внутренняя вербальная зеркальность – лишь составляющая фокусного эффекта, помимо нее в ряде текстов (примерно в трехстах-четырехстах) каждая строка содержит ритмическую зеркальную симметричность, т.е. в строго заданном, одном и том же постоянном слоговом соединении автор встраивает беззвучную цезуру. Геометрическое беззвучие создает гармонию. То, что Есепкину удалось сотворить с русским поэтическим глаголом, будет изучаться и изучаться. Он поднялся на Эверест, оценил увиденное, разочаровавшись в предшественниках, изобрёл свой мовизм и завершил архаическое письмо на воистину недосягаемой высоте. Именно высота, космическая бездыханность дали Есепкину силу атланта и он смог сойти в бесчисленные подвалы мироздания, здесь разгадывались тайны и мистерии, рождались едва не математические гипотезы, утяжелялась алмазная речь. Вверху зиял бетон, зияющие высоты Союза для Якова Есепкина обернулись бетонными сводами. Его не выпускали из подпольных склепений, гениальный художник буквально сконструировал Вселенную в склепе. Такое нельзя повторить, разгадать. Неясно, каким «новый Пушкин» мог бы стать, он явился, как траурное солнце. Светило слепит, даже мрачный свет ослепляет. «Космополис архаики» столь же бездонен, сколь совершенен и тяжёл для чтения. Одновременно книга невероятно афористична, в ней нет лишнего слова, запятой, её «тяжёлая прозрачность» уже в наше время походит на абсолютный поэтический канон. А что далее? Ответив на вынужденное изгнание любовью, Есепкин вошёл в когорту творящих героев. Развенчав миф о двуединой природе творца, он так и остался по эту сторону Добра и Зла.

    Делия МОЛЧАНОВА
     
  7. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt] БАЛ. ПОРТРЕТ PRO MEMORY[/SIZE]

    «Дале немость, Господь, остаемся молчать»

    «Космополис архаики», 3.2. Псалмы

    * На фоне всплеска сиюминутных эмоций по поводу именования очередных лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» культовая неоантичная трагедия «Космополис архаики» выглядит эфемерным фолиантом из Императорской библиотеки Древнего Рима. Упадничество низвергает высоты, новорусский местечковый декаданс пытается примерить классические порфиры.

    Эзотерическая культовость «Космополиса архаики» мигом определила форму, формальную семантику поля критической восторженности. Интернет-сюрприз всех застал врасплох, многие и сейчас в оторопи. Совершенство формы, вероятно, временно затмило сенсационность смысловой несущей конструкции. Действительно, добиться художественного совершенства литературного произведения удавалось немногим, однако более фатумным представляется код письма Есепкина, точнее -- коды. Уже говорят: он есть литературный Мессия, воскресение (воскрешение) и жизнь. Воскресение, поскольку автор «Архаики» вводит бесчисленные толпы в вечное изящество, празднество, балы Агамемнона, Цезаря и Сколы, Ксеркса, Диора и Сатаны вкупе меркнут в сравнении с есепкинским, его бал вневременен и венчает мировые застолья, суть пиры. Откуда начинается шествие? Это вопрос. Мистик сакрален, он едва не впервые соединил реальный мир и кафедру, церковь, мистичность и литургику. Есепкин, словно играя, дразня Историю и не замечая современных эстетствующих, но невооружённых знанием, даром литнеофитов, заключает в своём «Космополисе архаики» множество поистине феноменальных тез, причём их парадоксальность мнимая, они точны алгебраически. Вот откровение. Мир сейчас и ретроспективно не един, хотя мучительный человеческий крестовый поход завершился вроде как тождествованием конфессионального священного полифонизма, единобожие утверждено, торжествует некая панцерковная симметрия, надконфессиональность, Есепкин мимоходом сеет в умах иное сомненье (его идеи столь просты, сколь простой должно быть явленной историческим массам гениальности, вселенской идеологемной аутентичности), мир – иллюзия, игра разума, его реальность и единство невозможны хотя бы на атомном, прамолекулярном уровне. Писатель словно соединяет, фигурально говоря, отчаяние Паскаля с беспечностью Кальдерона и речёт: реальный мир возможен в ином поле Земли, в ином круге творительства, сущая пейзажность иллюзорна, т. к. неверна. Фокус не тот, угол зрения. Если мы смотрим не с определённой верной точки на объект, духовный, метафизический или физический, он искажается, в итоге он иллюзия, фокус. Сам Есепкин иллюзионистом, пусть и великим, быть не хочет, их на Земле в достатке, поэтому автор «Космополиса архаики» прелагает обман, вековую манерность творцов истории человечества, с высокой степенью допустимости возводя новую громадную ловушку, в которой ловцы человеков ученические поколения не обманывают, а просто спасают ибо по-другому нельзя.

    По Есепкину, космос (отсюда космополис) средоточен в земном сфероиде, он безмерен, исторические же духовные обретения во многом ложны, истинно знающим речь не давали. Такое нельзя именно здесь, сейчас, ныне и присно. Большею частью обманывались и обманывали не готовые к учительству, открытию, патриции и униженные средой, меньшею – иные. Сии иные в «Космополисе архаики» спектрально препарированы, Есепкину это совершить было несложно, он создал новейшую литературную Вселенную и прочёл энциклику по поводу, обе системны, стройны. Кстати, в скобках стоит заметить, что подвиг автора «Архаики», быть может, даже не в создании демиургального эстетического космоса, а в молчании до и после, мастер, в совершенстве владеющий словом, добровольно певца внутри ограничил, отделил от речи, отсюда минимализм, затворничество, пророческая поэма включает, условно, разумеется, докосмополисные «Пир Алекто», «Перстень», «Классику» и т. д. В одном из ранних интервью Есепкин признался, что вынуждал себя молчать, не писать (написанного хватит) и принуждение к молчанию оказалось самым тяжёлым трудом. Кто же иные? Банально – враги человеческие, когда само человечество загадка («человеческое, слишком человеческое», «широк человек, я бы сузил» -- Ницше, Достоевский), враги определённы, они видны, по крайней мере Творителю. Многим речь не давали и не дали, Есепкин как-то преследователей, пусть на время, обманул и рёк. Яви Интернет один лишь «Космополис архаики», он уже святыня, Иерусалим и Мекка, в вечности оправдан. Кажется, буде спросить у Есепкина формулу отличной от человеческой крови, генома «колпачников» (аллегория автора), он её предоставит. И ранее многократно свидетельствовалось, человечество разделено, тише – идёт эксперимент, Есепкин определил всю глобалистику проблемы, детерминировал частности. То, что не дано свершить человеку, с лёгкостью совершает иной, адник-голем, чучело из преисподней. Вспомним, всегда, начиная от мифов, в стереотипном сознании существовали ад и рай, художник просто перенёс в реальность мифический стереотип, одновременно учеников обнадёживая: если ад здесь, нового не бойтесь, его не будет для оглашенных, войти в их круг – вот в чём бытийная героика, однако и слабым долженствует рассчитывать на помилование, благо, за ними, за каждым следят, латентный эксперимент математичен. Детализировав разномерность сущего миростояния, странник пошёл дальше. Хождения принесли инакие золотые плоды, повторим, удивительных гипотез в книге множество. Вспомянутая выше мотивирует развитие постконфессионального духостроительства, т. к. объясняет необъяснимое ( в частности, зачем Иуде целовать узнаваемого Христа, апостолу отрекаться, как, предавая, жить и жизнью наслаждаться, сколь весело убийце мучение жертвы, грядущее празднество). Филигранные приговоры Есепкина никак не отменяют главного действа «Архаики», того самого празднества, бала, пирования. Соединяя в нём всех и вся, мучеников и мучителей, распорядитель-невидимка исполняет роковое назначение, ему открыта и явлена тайная суть миссионерства, только страдание даёт полноту знания, поэтому знающий, посвящённый обречён вести на бал, даже если устроители его неизвестны.

    Зиновий СВЕЧНИКОВ
     
  8. колыма

    колыма Колыма

    Регистрация:
    05.10.2010
    Сообщения:
    1.508
    Симпатии:
    62
    Адрес:
    ЛЕНИНГРАД
    ИЗВИНИТЕ ЧИТАТЬ ЛЕНЬ
     
  9. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ШУМАНА?[/SIZE]

    Ремарка лирическая. Российская интеллектуальная элита, её отдельные персоналии, имеющие доступ к власти и благам, демонстрируют свою жалкость и немощность, астению, обусловленную завистью, тяжёлую нравственную деградацию, изданы все – Прилепин и Воденников, Ксюша Собчак и непременно дакающий чрез слово Шендерович, безграмотные барды и обморочные текстовики, Рубина с Арбениной и Губерман с Розенбаумом, Робски и репортёр Дима Быков, издано всё, кроме великой книги, книги, написанной по-русски.

    Брамс типологизировался с любовью у ранней Фр. Саган, Шуман – один из призраков «Космополиса архаики», Есепкин то и дело включает полное освещение и его музодарный готический замок становится подлинным элизиумом теней. Иногда Шумана усаживают рядом с художественными антагонистами, порою с восторженными почитателями (вроде Раневской), впрочем всё всегда оканчивается на скорбной и торжественной лакримозной ноте. Есепкинский космополис не полагает конфликта, тем более, автор сумрачной мистерии под тяжёлой осенней Звездой желает видеть лишь милые силуэты. Именины сердца (Гамсуну и иным) здесь не в состоянии испортить даже некрылые тьмы адских легионов, они только символизируют Смерть, постоянно напоминают о бессилии искусства и вероятной забвенности всех некогда цветущих золотых ветвей, напоминают об Антихристе, весьма опрометчиво и неосторожно воспетом Западом, возлелеянном в России. Русский литературный авангард минимум два века пытался, в условном толковании, договориться с вечным воинством, любые попытки подобного рода завершались фатально. Пожалуй, Есепкин впервые выстроил классическую, либо к совершенной близкую поведенческую схему, его классицизм тривиален и одновременно безукоризнен.

    Никак не разрушая библейский категорический императив, автор «Космополиса архаики» (исполать Вавилону) наводняет полисные пространства нежитью, но, вчитайтесь в текст, она автономна и существует в параллельном вакууме. Более чистого, белоснежного, воцерковлённого письма в русской литературе не стоит и пытаться искать, а ведь книга Есепкина действительно синонимична (внешне, по виртуозно устроенному фасадному экстерьеру) тринадцатому Евангелию. Мир получил и принял «Тринадцатую сказку», однако сравните с поп-бестселлером интернетовский сенсационный фолиант: разный художественный вес, «Космополис архаики» вечен ибо правдив, «Тринадцатая сказка» изящна и насквозь искусственна. К чему сравнивать? Чтобы лишний раз уличить издателей, манкирующих вечным, да зачем? Аналог их меркантильности есть дурной вкус толпы. Сейчас, между прочим, критики спорят, какой культуре принадлежит Есепкин, кто в итоге пожнёт глянцевое золото, думаю, этническое в данном случае следует закрыть интернациональным, смертоносная игла внутри, внешний блеск саги для города и мира, недаром в «Еврейском реквиеме» фигурирует и фигурничает Гуно (Фауст forever). «Космополис архаики» прамузыкален, музыкален классически, безальтернативно, поэтому чтение его будит ассоциативные фантазии, меломаны поймут, от «Мелоса» до «Псалмов» на тысячестраничном пути то и дело возникают культовые сонмы и фантомы: Шуман с Григом, Сольвейг с Годивой (позор также оркеструется), Вермеер и грузный Гойя в объятиях своих чудищ, etc. внимают «кримозность» «Плача Еремии» и бессмертного зонга «Она», «Голубого октября», «Dead Gothic Sea», «Яда и мрамора», фоном звучит «Эпитафия», а «King Crimson» двоится в ханаанском тумане рядом с отпевшими «Осень навсегда».

    Чеслав ТОМАШЕВСКИЙ
     
  10. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]Яков ЕСЕПКИН[/SIZE]

    СКОРБИ

    Шестьдесят шестой фрагмент

    Сад не вспомнит шагов опоенных,

    Виноградов горьки остия,

    Если пить – из амфор червопенных,

    Восьмисвечья в серебре тая.

    Мглы сие и хрусталь преложатся,

    Белый чай нам заварит Колон,

    Тут ли фавны слепые кружатся

    И куррару лиет Аполлон.

    Будем пестовать гроздия гнева,

    Нетлеенные кисти с хламид

    Обрывать и тлести, Женевьева,

    Сумрак жёлтый древней пирамид.

    Наши ль статуи плачут наивно,

    Чу, в музеях канцоны звучат,

    Покрывало небес благодивно,

    Гипс кровавый юниды влачат.

    Широки арамейские сени,

    Ал ещё их оплаканный тлен,

    И упали бы здесь на колени

    Во крови – нет у мертвых колен.

    .
     
  11. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЯКОВ ЕСЕПКИН[/SIZE]

    СКОРБИ

    Двадцать восьмой фрагмент

    Онемеют Петрополей арки,

    Хмель барочные стены увьет,

    И потушим свечные огарки,

    Ангелов ли им равный убьет.

    Не успели на бал к Лорелее,

    Хоть воздышим эгейской армой,

    Чу, сильфиды летят по аллее

    За царевнами с шейной тесьмой.

    Умерли мы, а властвуют музы

    И веселием свет обуян,

    Шестигранник садовые узы

    Женевьевам дарит и туман.

    Франсуа пунш маковый алкает,

    Брадобрея сквозные персты

    Во альковные яства макает,

    Зрите, веи, сие красоты.

    Поминай иродиц в предстоящем,

    Им зацветших не хватит столбов,

    Сколь портальные сады обрящем

    С тленом роз на пергаментах лбов.
     
  12. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]Яков ЕСЕПКИН[/SIZE]

    СКОРБИ

    Восьмидесятый фрагмент

    Убежим от юродиц кургузых,

    Этих траурных Фрид и Милен,

    Бесноватых, ещё желтоблузых,

    Бьющих рвотой сиреневый тлен.

    Изваяние Сольвейг мерцает,

    Ныне чудное время не цвесть,

    А тлееть, ангелков порицает

    Смерть одна, где учителей несть.

    Обращайся в кровавую пудру,

    Во парчевниках жабой таись,

    Венцедержцу иль розовокудру

    Славы пой, прекричи и трясись.

    Нас теперь ожидают ротонды,

    Лишь замолкли музыки, увы,

    Трясогузки и големы ронды

    Внять спешат, ими брезгуют львы.

    Сокрушатся лепные обсиды,

    Мрамор выбьется в гофрах пустых –

    Узрит нощь, как беснуются Иды

    Пред тенями отроков златых.
     
  13. Bojena

    Bojena Пользователи

    Регистрация:
    19.02.2011
    Сообщения:
    688
    Симпатии:
    4
    [SIZE=14pt]ЯКОВ ЕСЕПКИН[/SIZE]

    СКОРБИ

    Сорок седьмой фрагмент

    Шелк несите сугатный, червовый,

    Сокрывайте холодных цариц,

    В усыпальницах пламень восковый

    Паче лядвий и млечных кориц.

    Эти адские кущи впервые

    Серафимы не могут забыть,

    Розенкранц ли с удавкой о вые

    Полагает принцессам не быть.

    Что резвятся шафранные феи,

    Хватит челяди мраморных жал,

    Мрачен бальник исцветшей Психеи,

    Упасен, кто аромы бежал.

    Мы ль златую весну ожидали,

    В сеннаарских гуляли садах,

    Всем теперь бутоньерки раздали,

    Витокровные свечки во льдах.

    Всех нашли и гортензии в косы

    Перстной смерти с виньетой вожгли,

    И горят желтоядные осы

    На патинах садовой бели.
     
  14. viola349

    viola349 Пользователи

    Регистрация:
    11.01.2008
    Сообщения:
    20.577
    Симпатии:
    807
  15. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    ни понял зачем такое писать
     
  16. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    как то не понятгно
     
  17. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    как он сложно писал
     
  18. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    На сребро, и в червнице полыхают.

    гениально
     
  19. Собакин

    Собакин 31 декабря 2017.

    Регистрация:
    15.08.2009
    Сообщения:
    11.131
    Симпатии:
    743
    В каждом лотос кровавый горит.

    очень.очень впечатоляет
     
  20. Котов

    Котов Заблокированные

    Регистрация:
    25.03.2011
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Советую прочесть потрясная вещь
     

Предыдущие темы